Закрытые порты «Транснефти»

О скандальном экспертном докладе, посвященном незаконной деятельности руководства государственной компании «Транснефть», и адресованном президенту страны Владимиру Путину, стало известно буквально на днях. Но информация о том, что «Транснефть» занимается незаконной реализацией нефти на экспорт уже получила широкое распространение в СМИ. В докладе подробно описаны схемы незаконного обогащения руководства «Транснефти» и чиновников Минэнерго,  благодаря экспорту нефти через порты: Новороссийск, Козьмино, Усть-Луга и Приморск, а также через ряд компаний–прокладок и офшоров, среди которых: «AltexHandalGmbh», «Tenergy», а также  гонконгский офшор «ConceptOilServicesLtd», в которой работала Оксана Столярова - жена советника Минэнерго Михаила Столярова, которого, в свою очередь,  курирует замминистра энергетики Алексей Текслер.

По мнению авторов доклада, чиновники Минэнерго прямо способствуют реализации незаконных схем «Траснефти»: компания, пользуясь монопольным положением, манипулирует при формировании отдельных танкерных позиций – в результате, малые и средние российские нефтяные компании вынуждены иметь дело с офшорами и прокладками, а не напрямую с портами. Крупные компании вытесняются малоизвестными, но подконтрольными компаниям, которым «Транснефть» создает преимущества при транспортировке нефти. Как следует из доклада, манипуляции «Траснефти» с экспортными потоками нефти, реализуемой через офшорную компанию, способствуют выводу из страны и отечественной экономики сотен миллиардов рублей.

Названия таких нефтяных компаний как «Каюм-нефть» сегодня известны лишь в узком кругу профессионалов нефтяного рынка, но, как отмечают в докладе эксперты, именно эта компания практически мгновенно стала одним их крупнейших продавцов нефти в офшоры. Теперь даже крупные нефтяные компании могут столкнуться в портах с отказом в танкерной перевозке нефти, а для той же «Каюм-нефти», «Трасненфть» выделяет в порту Козьмино специальный экспортный график почти на 1,1 млн тонн нефти, хотя ранее данная компания ни одной тонны на экспорт никогда не отправляла.

Монопольное положение «Транснефти» и злоупотребление руководства компании и отдельных чиновников Минэнерго позволили сформировать схему, при которой малые и средние производители нефти просто не имеют иной возможности экспортировать продукции, кроме как через специальные компании. Еще один офшор, упомянутый в докладе – компания «Tenergy». Оказывается, что данная компания, наравне с уже упомянутой офшорной компанией советника Минэнерго Михаила Столярова «ConceptOilServicesLtd», являются единственными и безальтернативными покупателями нефти в портах Козьмино, Новороссийск, Приморск, Усть-Луга. А, компания «AltexHandalGmbH» просто является монополистом по приобретению нефти в российских портах для перепродажи в Германию.

По оценкам экспертов, 50-60 долларов с каждой тонны нефти, проданной через данные офшоры, оседает за рубежом. Ежегодно набегает сумма, измеряемая сотнями миллионов долларов. Именно это и объясняет, почему в «Транснефти» оттесняют от танкерных перевозок крупные компании, подменяя их мелкими и средними, а также вынуждая производителей работать с конкретными офшорами. Попытки же формирования альтернативных танкерных позиций, не связанных с данными офшорами, блокируются либо президентом  «Транснефти» Токаревым, либо уже на уровне Минэнерго. В итоге навязывания подобной политики, считают авторы доклада президенту, такие компании как, например, «Дулисьма» и «Иркутская нефтяная компания» и многие другие вынуждены реализовывать свою нефть в порту Козьмино лишь упомянутым офшорам. Аналогичным образом строится и работа в портах Приморск, Усть-Луга и Новороссийск.

Преференции по похожей схеме даются и «НОВАТЕКу». В 2015 году эта компания отправила на экспорт 370 тыс. тонн собственной нефти, но смогла по факту отгрузить в офшоры пять танкеров по 100 тыс. тонн. Подобное «перевыполнение плана» было бы просто невозможно, если бы «Транснефть» не разбавила малосернистую нефть «НОВАТЕКа» нефтью туркменских производителей, не соответствующей по качеству сорту Siberian Light.

В целом выкладки доклада показывают, что по всем компаниям, работающим с офшорами в названных портах, идет превышение лимитов на экспортные танкерные позиции, установленных Минэнерго. Отмечается, что загружать большее число танкеров «Транснефти» позволяют манипуляции с нефтью разных сортов. Известно, что «Транснефть» систематически отказывает ряду  компаний в «доступе к трубе». Каждый раз компания мотивирует это тем, что не просто занимается перекачкой нефти из одной точки в другую, но за счет смешивания разных сортов нефти выдает на выходе сырье соответствующего качества. Анализируя потоки, которые «Транснефть» создает для экспорта, авторы доклада приходят к выводу, что именно подобное смешивание и позволяет монополии увеличивать танкерные позиции для посредников из офшоров. И если для «разбавления» сырья от «НОВАТЕКа» в Новороссийском порту используется туркменская нефть, то для увеличения танкерных объемов, например, в Козьмино активно привлекается сырье «Башнефти».

Схема и объемы операций уже настолько масштабны, что это уже невозможно скрыть, поэтому некоторые контракты анонсируются и выдаются как публичные достижения: например, «Башнефть», руководимая заместителем министра энергетики Текслером, даже объявила о заключении контракта на экспорт нефти почти на $1 млрд с «ConceptOilServicesLtd» (напомним, что именно в этом офшоре трудилась Оксана Столярова - жена подчиненного Текслера Михаила Столярова). При этом, сдавая «Транснефти» в трубу высокосернистую нефть с 3% содержанием серы, в порту Козьмино компания получает для продажи сырье с показателем по сере уже 0,6%. Манипулируя процессом компаундирования (управляемого смешения нефти) «Транснефть» на выход в порты для экспорта через офшоры подает более высококачественную нефть, а сырье худшего качества отправляет в Китай через Казахстан.

Эксперты отмечают: все эти операции невозможны без одобрения самого Текслера, который обязан согласовывать изменения в схеме грузопотоков. В частности, согласования с министерством требует и направление грузовых потоков, и манипулирование при формировании отдельных танкерных позиций. «Транснефти», как минимум, требуется, чтобы в министерстве кто-то закрывал глаза на то, что некоторые компании многократно превышают установленные Минэнерго экспортные объемы.

«Совершенно очевидно», - говорится в докладе - что «руководство «Транснефти», Минэнерго и упомянутых в расследовании компаний, имеют между собой полное понимание и согласие, так как в результате злоупотреблений монопольным положением и ряда других незаконных действий, компании получают заметные преференции при экспорте сырья». Использование офшоров не ново, но поставленная на поток схема, по которой в карманах руководства госкомпании и Минэнерго оседают сотни миллионов долларов, безусловно, достойна расследования. 

Порт, направление Нефтяные компании Экспортный объем, уст. Минэнерго Факт. объем, за счет доп. преференций
В Германию Юкола Нефть 34,0 96,0
Нефтиса 0,0 51,61
РуссНефть 0,0 33,50
Колванефть 0,0 7,50
Порт Новороссийск Колванефть 16,0 19,0
Порты Приморск и Усть-Луга Нефтиса 1231,60 1397,86
Русснефть 1200,00 1249,95
Колванефть 156,10 380,13
Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram