Путин – не де Голль. Но что-то от де Голля в нем все же есть

На днях один из бывших сотрудников администрации президента поделился недавно своими мыслями относительно ошибочности любых сравнений Владимира Путина с генералом Шарлем де Голлем.

Сравнение какого бы то ни было деятеля с любой исторической фигурой, безусловно, всегда носит сугубо относительный характер и скорее подчёркивает не суть, а фактуру. Так, госпожа Канцлер Германии Ангела Меркель, пусть даже и в юбке, но вовсе не Бисмарк. И любые сравнения Путина с генералом де Голлем вовсе не делают из него де Голля, и не означают, что политические фигуры схожи, как две капли воды, и во многих своих вехах карьеры, и политических шагах, скорее даже вовсе наоборот.

«Глубинной побудительной причиной активности лучших и самых сильных людей является желание приобрести власть.»

— Генерал Шарль де Голль

В политике нет ангелов. И нет идеальных и образцово-показательных политиков. Политика — это жесткая игра, в которой нет правил. Игра на слабостях и ошибках оппонентов, на фобиях, игра на специфике конкретного исторического момента и текущих потребностях общества.

Бессмысленно развенчивать миф о де Голле и его роли в истории, как бессмысленно развенчивать миф о Путине. Они оба политики, фигуры которых не нуждаются ни в идеализации, ни в развенчании мифов, ибо их след в истории и их значимость в летописи времени – бесспорны.

Оба президента – примеры блестящих политиков, пусть и с в корне разной дорогой к политическому Олимпу, и с разной историей, и временем пребывания на нем.

«Только мы способны сказать нет американскому протекторату. Ни немцы, ни итальянцы,  ни бельгийцы, ни голландцы не скажут «нет». Лишь мы одни можем это сделать, и в этом наш долг.»

— Генерал Шарль де Голль 

Россия с Владимиром Путиным дала четко понять, что никогда не станет вассалом США. Такой же была Франция и при де Голле, стремящейся к самостоятельному определению своего внутреннего и внешнего курса, хотя времена для Французской Республики были не из простых. И эта суверенная политика оказалась для обеих стран важным фактором восстановления национальной гордости: для Франции после Второй Мировой войны, нанёсшей тяжелую психологическую травму французам на долгие годы, и для России, с трудом пережившей сумрачные 90е годы, потеряв национальную гордость и идентичность. Убежденность, что только мы можем сказать «нет» США, придало обоим народам уверенность в собственных силах.

«Я или хаос.»

«Успех может быть обернут только правдой.»

— Генерал Шарль де Голль

Лозунг де Голля стал по сути логикой россиян, голосующих и поддерживающих Путина. Фигура нынешнего российского президента для большинства ассоциируется со стабильностью и устойчивостью, что после турбулентности 90-х стало фактически основной потребностью общества. Образ прямого и честного политика, говорящего с народом на его языке и прямо называющий вещи своими именами, без экивоков, сильно импонирует электорату, сплачивая его вокруг фигуры президента.

Выбор кого-либо помимо Путина за эти годы был невозможен по нескольким причинам: опасение дестабилизации и возвращения обратно в хаос 90х и фактически отсутсвие необходимости изменения курса.

Лозунг де Голля, как ни странно, прекрасно отражает фобии и обоснованные опасения большинства российского общества – Путин или хаос.  

Всегда выбирайте самый трудный путь – на нем вы не встретите конкурентов.

— Генерал Шарль де Голль 

Путин не выбирает легких путей ни в построении политической карьеры, ни в выборе и проведении своего политического курса. Он хитрый игрок и стратег.

В особенности это стало хорошо заметно в последние годы, когда Россия пошла по пути полной суверенитизации и возвращения себе позиций на международной арене. Россия пошла по пути восстановления своего влияния, отказавшись идти в политическом стаде конкурирующих овец, таким образом встав на путь отщепенца, одинокого волка, со всеми вытекающими последствиями в виде внешнего давления, неминуемой демонизации, санкционной игры, обрыва стабильных, пусть и не особо радужных, отношений с  западными партнерами. На этом пути у России есть многочисленные политические оппоненты, противники и даже враги. Но на этом пути у неё, действительно, нет конкурентов.

И опять же здесь срабатывает формула де Голля - «никто не скажет кроме нас «нет», укрепляющая национальную гордость и самосознание, позволяющая проводить выбранный нелегкий путь при максимальной поддержке большинства.

Среди французов много тех, кто мечтал бы о сильном лидере для Республики, способном вести народ за собой, вернуть Франции её национальную гордость.

Прототипом желаемого хозяина Елисейского дворца нередко называют именно Путина сами французы, проводя параллели опять же с де Голлем. И вероятно, французам виднее.

Французов и русских неведомым образом объединяет очень многое. И это за пределами мира рационального. Россия предложила Франции одной из первых  свою помощь в борьбе с международным терроризмом и ИГИЛ, после трагедии разразившейся в Париже, не оставившей в России никого равнодушным. Россия скорбела вместе с Францией, ибо «Русские люди никогда не будут счастливы, зная что где-то творится несправедливость» - генерал Шарль де Голль.  

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram