Так в чём же наша сила?

«Разнообразие национальностей и этнических культур — это наше богатство!» «В многообразии — наша сила!» Эти пропагандистские фейки стали для нас настолько привычными, что мы перестали замечать их кричащий идиотизм.

Если в многонациональности наша сила, то почему мы одновременно вынуждены твердить, что враги России пытаются расколоть нас по национальному принципу, вбив клинья между нациями? Так значит всё-таки многообразие — это наша слабость, зона повышенной уязвимости? Враги ведь не дураки, чтобы рвать там, где толсто и не рвётся.

А если в многообразии наций и культур состоит наше богатство, то надо, наверное, срочно запускать федеральную программу по увеличению этнического многообразия! Давайте завезём к нам ещё всякой твари, да не по паре: создадим в России диаспоры каких-нибудь пуштунов, бушменов, индейцев апачи, позовём из Африки зулусов, пигмеев и тутси... Тот-то много у нас добавится богатства!..

Или же всё-таки верно поступали большинство правителей всех времён и народов, когда стремились унифицировать своё население, ассимилировать меньшинства? Ведь монолитная гомогенная система по определению прочнее, и методы управления ею более просты и универсальны. Быть может, всё-таки какие-нибудь грузинские власти, стремясь перемешать, ассимилировать, сплавить в единую грузинскую нацию своих менгрелов, сванов, аджарцев, картвелов, лазов, поступают мудро?..

Всё это очень непраздные для России вопросы, вопросы судьбоносного выбора в сферах администрирования, культуры, этно- и геополитики. Надо ли нам, например, русифицировать финноугорские народы, или же мы и дальше, следуя советскому зачину, будем вкладывать государственные деньги в их этнокультурную и политическую обособленность, тормозя их ассимиляцию? У меня в Пермском крае перед глазами наглядный пример коми-пермяков. Расово они достоверно не отличимы от русских. На протяжении всех 4-х столетий активного взаимодействия тяготели к русским и ориентировались на их культурные образцы. Даже своих националистов, которые бы чего-то от нас требовали, у коми-пермяков нет. И тем не менее Пермский край год за годом упорно вкладывает миллионы рублей в поддержку коми-пермяцкого культурного и идентификационного обособления. Причём в рамках Программы развития гармонизации межнациональных отношений, что само по себе абсурдно. Примерно также поступает Россия с коми, удмуртами, марийцами, вепсами, хантами, манси, карелами, мордвой. Зачем?! Чтобы в один прекрасный исторический день кто-то разыграл финноугорскую карту подобно нынешней украинской, поведал удмуртам про их вековое угнетение русскими и взорвал нас изнутри?

Ситуация проста: воевать, неся страшные издержки, нам дважды пришлось именно с Чечнёй, а не с Псковской областью и не с Красноярским краем. Чем больше культурная дистанция с какой-то группой социума, тем вероятнее проблемы с этой группой. И чем больше неоднородность всей системы в целом, тем она слабее, тем выше риски распада.

Здесь же и немаловажный вопрос о том, надо ли уже, наконец, признать Россию государством русского народа или же и дальше продолжать тянуть фальшивую и заезженную мелодию многонационалочки.

А если мы так истово стремимся к максимальному этнокультурному разнообразию, что ж, тогда давайте поддерживать все этносепаратистские проекты: «поморов», «чалдонов», «белорусов» с их несуществующим в природе языком, «казаческий народ»... В последние дни я получаю рассылку одной из групп «сибиряков». Мне там объяснили на полном серьёзе, что сибиряк — это не москаль, хоть они и говорят на одном языке, что приход в Сибирь милитаристской Московии стал страшным бедствием, что сибиряки заразились от русских оспой и вообще стали жить после этого в ужасной бедности, и что «Пугачёв и Разин защищали Сибирь от москалей», и ещё что «даже у турок и американцев больше прав на Сибирь, чем у русских». Это звучит как фантасмагорическая карикатурная ахинея, но ведь и над первыми «окраинцами-украинцами» в конце XIX века с их псевдоисторическими россказнями киевская интеллигенция похохатывала. Только вот сейчас нам всем не до смеха от того, чем всё это закончилось. Доумилялись в петербургских литературных салонах писаниями Шевченко, доподдерживали кружки бандуристов и прочее этнокультурное самовыражение...

Разумеется, речь не идёт о насильственной русификации всех и вся — это совершенно ни к чему, давление рождает сопротивление. Ту же самую де-украинизацию на освобождённых территориях Новороссии и Малороссии надо будет проводить неспешно, без надрыва, административно и финансово поддерживая русский язык, помогая ему вытеснять косноязычную мову и исподволь продвигая русское самосознание. А всякие непримиримые фанатики украинства, финноугорства, чувашества и прочих малых культур пусть себе спокойно собираются, издают — но исключительно на свои, а не на зарубежные деньги! - свои брошюрки про древние корни, тихонько маргинализируются и вымирают под присмотром государства. Повторяю, пусть вымирают не народы, которые будут вливаться как ручейки в большую русскую реку, мирно пополнять её и растворяться в ней, а лишь сепаратисты.

Главное — прекратить вкладывать деньги в стократ провалившийся мультикультурализм ленинской закваски. Воистину наша сила — в единстве.

Роман ЮШКОВ,
кандидат географических наук, доцент ПГНИУ

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter