РЖД оптимизирует расходы за счет сокращения персонала

 

Как сообщает og.ru, в рамках похожей на одиссею реформы и условиях тяжелой экономической ситуации «Российские железные дороги», похоже, готовы оптимизировать свои расходы за счет массовых сокращений персонала. Впрочем, у РЖД появилась «палочка-выручалочка»: похоже, что принятие непопулярных решений монополия намерена переложить на плечи частных компаний.

Кадровый вопрос со всей остротой встал перед РЖД после решения государства заморозить тарифы на железнодорожные грузоперевозки на 2014 год. Минэкономразвития предложило монополии отказаться от индексации зарплат в нынешнем году. Но глава РЖД Владимир Якунин пошел дальше, заявив о неизбежном сокращении около 62 тысяч человек, что будет сопоставимо с последствиями кризиса в 2009 году. Позже в компании заявили о намерении перевести часть сотрудников на неполную рабочую неделю. Отметим: заработная плата – основная статья расходов в РЖД, где трудятся более миллиона работников.

От нулевой индексации тарифов железнодорожная монополия может потерять до 93,2 млрд рублей в нынешнем году. Если РЖД получит убыток, то рискует «потерять все рейтинги», и не сможет занимать деньги на выгодных условиях, неоднократно предупреждал Якунин. В 2014 году компания планирует занять 124 млрд рублей (из них 58,5 млрд руб - кредиты), говорится в пояснительной записке к инвестпрограмме компании.

К слову, впервые в своей истории ОАО «РЖД» закончило минувший квартал с потерями: по итогам января-марта 2014 года компания получила убыток в размере 16 млрд рублей, заявил Якунин. Для обеспечения собственной финансовой сбалансированности в нынешнем году компания намерена сократить расходы на 85 млрд рублей. И хотя представители ОНФ говорили о том, что монополия вполне могла бы найти менее болезненные способы экономии – РЖД делает ставку на сокращение программы капремонта путевого хозяйства и увольнение порядка 30 тысяч работников. При том, что ежегодно монополия тратит на спонсорскую помощь футбольному клубу «Локомотив» миллиарды рублей – работники РЖД находятся в подвешенном состоянии. «Почти все сотрудники компании, то есть миллион человек, уже написали «добровольные» заявления на неоплачиваемые отпуска, отказ от отпусков, отгулов и так далее», - рассказал глава агентства Infranews Алексей Безбородов. Более того, ходили упорные слухи о том, что РЖД собирались «пустить под нож» массу локомотивных депо по всей стране, считая их неэффективным бременем наследия времен СССР. Советский союз давно развалился, локомотивный парк «съежился», а РЖД продолжает содержать более сотни локомотиворемонтных депо и свыше 60 тысяч работников. Возможно, эти депо экономически и не слишком эффективны, но их закрытие означало бы то, что десятки тысяч людей оказались бы на улице, без работы – причем, как правило, в экономически депрессивных регионах.

Впрочем, этого удалось избежать. Сегодня РЖД переживает очередную стадию реформирования, которая непосредственно затронула локомотиворемонтный сектор. В рамках экспериментальной программы по передаче всех 113 депо по ремонту локомотивов в управление частным «ТМХ-Сервис» (ЗАО «Трансмашхолдинг») и «СТМ-Сервис» (ОАО «Синара»), более 60 тысяч сотрудников депо в нынешнем году переводится из РЖД в сервисные компании. Это должно помочь монополии сократить расходы на их содержание, отмечают наблюдатели. Также путем открытого конкурса было выведено из подчинения ОАО «РЖД» и реализовано на рыночных условиях ОАО «Желдорреммаш». Таким образом, монополия передает на содержание частным компаниям более 80 000 своих сотрудников. «Очевидно, что цель передачи деповских мощностей ОАО «РЖД» в частные руки - улучшение сервисного обслуживания локомотивов монополии, - поясняет независимый аналитик Алексей Вязовский. - Именно частные компании, такие как ООО «ТМХ-Сервис» (будет обслуживать и ремонтировать локомотивный парк на Транссибе и БАМе), «СТМ-Сервис» (Сахалин) - кровно заинтересованы во внедрении самых передовых и прогрессивных методов ремонта подвижного состава. Но до перехода ремонтного комплекса на аутсорсинг предстоит решить немало вопросов. Один из них касается будущего развития депо, их технического переоснащения. Другой важный вопрос - кадровый. Сотрудники сервисных компаний должны иметь все трудовые гарантии, которые они имели, работая в РЖД. Представляется, однако, что все проблемы переходного периода будут решены. Это видно хотя бы по пилотным проектам – так, только за первый месяц работы в депо Братское (полигон Восточно-Сибирской магистрали) ОАО «ТМХ-Сервис» потратило на цели модернизации ремонтных мощностей свыше 630 тысяч рублей».

С начала 2013 года в качестве эксперимента дочерним компаниям двух поставщиков локомотивов были переданы на обслуживание 5,288 тысяч локомотивов. В пресс-службе РЖД ИТАР-ТАСС сообщили, что результаты экспериментов признаны успешными, концепция принята к исполнению. А с 2014 года стартовала поэтапная передача сервисным компаниям в управление всех локомотиворемонтных депо РЖД для полного сервисного обслуживания 20,6 тыс. локомотивов. Срок передачи определен протоколом заседания правления компании до 1 января 2015 года.

Причем собственник всей этой инфраструктуры останется прежним – это соответствует общепринятой мировой практике техобслуживания тягового подвижного состава, когда производитель локомотива заключает с покупателем контракт на его обслуживание в течение всего срока службы. Формула «полного сервиса» для всего локомотивного парка РЖД означает, что сервисная компания единолично несет ответственность не только за техническое состояние локомотивов на период эксплуатации, но и занимается обучением персонала и инвестирует в техоснащение ремонтных предприятий. При этом РЖД остается собственником всех ремонтных депо и пунктов техобслуживания локомотивов и отвечает за содержание инфраструктуры, ее капремонт и приобретение крупного деповского оборудования.

Выходит, что таких нехитрым способом РЖД экономит на издержках: монополии не придется тратиться на содержание десятков тысяч человек. И хотя в документах РЖД говорится о том, что «базовое условие» эксперимента - «сохранение прямых и косвенных материальных условий для переводимых людей на новых местах», эксперты отрасли полагают, что без сокращений персонала и формирования новой системы мотивации сотрудников передача локомотиворемонта на аутсорсинг не обойдется. Вот только это будут уже не проблемы РЖД, как государственного игрока. «У частной компании значительно больше маневра для оптимизации численности сотрудников и затрат на их содержание, чем у монополии», - отмечает гендиректор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Получается, если отбросить всю официальную браваду об успехах реформы РЖД и позитивном сотрудничестве с «Трансмашхолдингом» и «Синарой», то частный сервис нужен РЖД, в первую очередь, для санации явно устаревшего и неэффективного локомотиворемонтного направления. РЖД как компании с крупным государственным участием увольнять людей и плодить социальную нестабильность, вроде как, не к лицу. Получается, если проблему невозможно решить, то проще всего от нее избавиться, а там пусть другие ее решают.

По оценкам экспертов, если бы не стартовала кампания по передаче локомотиворемонта в частные руки – сегодня судьба более 60 тысяч работников депо была бы весьма туманна и, наверняка, не слишком завидна. Очевидно, что в регионах сотрудники РЖД еще будут раздумывать: подписать трудовой договор, например, с сервисной компанией «Синары» или нет, но выбор может оказаться проще, ведь частники окажутся не в восторге от того обременительного соцпакета, к которому уже привыкли в РЖД. Если раньше убытки неэффективного менеджмента и социальную ответственность можно было покрывать за счет государственных дотаций РЖД, то теперь «волшебный источник» иссякнет и все убытки быстро обнаружатся. Неслучайно, когда РЖД продавала «Желдорреммаш» структуре «Трансмашхолдинга» локомотиворемонтные заводы показывали если не рентабельность, то хотя бы безубыточность. А теперь, если верить недавнему интервью нового директора «Желдорреммаш» Дьяченкова С.А. в газете «Гудок» аудит PwC компании за 2012 год выявил убыток более 1 млрд. рублей и на этом фоне «Желдорреммаш» начал сокращать работников. Теперь РЖД проводит тендер по передаче локомотиворемонтных депо под управление частных сервисных компаний. Итоги аукциона должны были быть объявлены 26 апреля. Интересно, готовы ли «Синара» и «Трансмашхолдинг» к возможным сюрпризам от РЖД?

Тем временем прогнозы российского руководства относительно уровня безработицы в стране не слишком оптимистичны. Минэкономразвития ранее сообщило: количество безработных в РФ в 2014 году по отношению к экономически активному населению вырастет с 5,8 до 5,9%. На практике это означает, что работу могут потерять до 200 тысяч человек. А глава МЭР Алексей Улюкаев призвал россиян готовиться к ухудшению ситуации на рынке труда.

Крупные корпорации уже пачками сокращают штаты, переводят работников не неполные рабочие недели, урезают зарплаты, а эксперты опасаются волны сокращений уровня кризисных 2008-2009 гг. «У нас очень низкий по сравнению с европейскими странами уровень безработицы, поэтому нужно уйти от политики сохранения занятости населения любой ценой», - заявлял премьер-министр Дмитрий Медведев.

Представители частных компаний говорят, что первым делом сокращают не работников, а незанятые вакансии, должности ушедших на пенсии сотрудников, «срочников» с истекающими трудовыми договорами и прочее. Но чтобы они не говорили рано или поздно им придется увольнять людей – очевидно, что падение объемов заказов и продаж приводят к существенным убыткам, которые без сокращения персонала заканчиваются банкротствами. Поэтому для них лучше сегодня уволить условно 100 человек, нежели завтра всех. Нам всем пора понять – в стране полным ходом идет рецессия. Экономика сдувается и первые симптомы отражаются на наиболее ее чувствительных секторах – например, на производстве. РЖД впервые открыто заявило об убытках, Форд и Автоваз увольняют рабочих и останавливают конвейеры.

Президент Владимир Путин отмечал: «если своевременно, вовремя и профессионально действовать, то люди прекрасно будут понимать, что им предоставляется возможность получить дополнительное образование, улучшить свою квалификацию, получить другое более высокооплачиваемое и более современное место работы».

Частные компании, по словам чиновников, должны в той или иной степени привлекаться к финансированию центров переподготовки увольняемых и их дальнейшему трудоустройству. Тем временем представители компаний, попавшие под «экономический молот» (к примеру, АвтоВАЗ) подчеркивают ограниченность и «щадящий» формат запланированных на их предприятиях сокращений, но в их высказываниях не зафиксировано заявлений о готовности финансировать переподготовку увольняемых сотрудников и способствовать их дальнейшему трудоустройству. Тут работникам стоит уповать только на себя.

По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, создавать центры для переобучения сотрудников на более востребованные должности, бизнес пока не готов. В правительстве надеются, что смогут убедить частников создавать центры переобучения на условиях софинансирования. «Мы в бюджете 2014 года зарезервировали 200 млрд рублей, большая часть из которых должна пойти на мероприятия по рынку труда, на переобучение людей», - подчеркнул Шувалов.

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter