Открытое письмо профессорско-преподавательскому составу города Новосибирска

Я обращаюсь к вам как к коллегам по врачебной профессии и преподавательской деятельности. Считаю, что мой диплом с отличием, полученный в уважаемом советском медицинском институте, тридцатилетний стаж врача,  кандидатская диссертация, которую я делала на материале исследования заболеваемости более тысячи детей, проведенных мною в течение нескольких лет  в Чернобыльской зоне, опыт преподавания и научной деятельности в  Российской Медицинской академии последипломного образования врачей, дает мне моральное право обратиться к вам.

В вашем учебном заведении произошло событие, по своему цинизму и безнравственности превосходящее все, казалось бы,  уже достигнутые границы мерзостей, имеющих быть в наше время в нашей стране. Потому что это событие это уже не просто падение нашего профессионального сообщества на дно «свинцовых мерзостей жизни», а невозможность соотносить себя со званием самой гуманной и благородной профессии. Профессии врачей. спасающих человеческое здоровье и самое жизнь.

Студент Саид Капиев избил студентку Кристину Кумеду.

К сожалению, участившиеся в последнее время попытки перевести бытовые или иные конфликты в русло оскорбления чувств верующих, а эти чувства демонстрировать как обстоятельства, оправдывающие любые действия, проявились и в этой истории. Уже создана группа поддержки Саидова  ВКонтакте, собирающая характеристики в его пользу и объясняющее его поведение очень своеобразно: якобы девушка оскорбила Аллаха. «Она начала всякую чушь писать про религию на ровном месте, причем матом», а в ответ на некоторые интимные предложения в ее адрес, высказанные этим молодым человеком, рекомендовала автору и его друзьям, чтобы подобные фантазии они  обсуждали со своими сестрами и матерями. 

Не вдаваясь в филологические тонкости, и даже допуская, что в диалогах сторон присутствовала ненормативная лексика, что, увы, сейчас не исключение, а, скорее правило в студенческой среде,  хочу задать несколько вопросов, обращенных  к вашей совести человека и этике врача.  Неужели вы считаете, что кулачные удары и призывы к кровной мести – это адекватный ответ в конфликте между мужчиной и женщиной?

 Что, в нормах вашего преподавательскогого сообщества заявление об оскорблении Верховного существа (как бы оно не называлось) является последним доводом, оправдывающим всяческое насилие?

Чем, по вашему мнению, подобная модель поведения отличается от поведения доктора Менгеле и его присных, объяснявших допустимость опытов над людьми их расовой неполноценностью.  Тогда была неполноценность по признаку расы, которая оправдывала любое насилие. А теперь – по признаку религии. И в чем принципиальная разница?

 

Как вы будете рассказывать столь тонко религиозно чувствующим студентам дарвиновскую теорию происхождения видов, теорию эволюции Homo sapiens из примитивных гоминид, и многое другое, противоречащее религиозным воззрениям?  Или учебные планы за эти годы изменились? Не боитесь ли вы, что и сами можете получить за оскорбление веры? Вам не горько, что это происходит в одном из крупнейших городов Сибири, который некогда был гордостью советской науки? Вы уверены, что человек, для которого наивысшим грехом является инакомыслие в религиозных взглядах, правильно выбрал свою профессию, - ведь медицинские ВУЗы до сих пор были светскими, а не религиозными учреждениями, впрочем, как и вся Российская Федерация, согласно нашей конституции? Кроме того, я не думаю, что религиозные люди, независимо от конфессии, считают избиение решающим доводом в спорах о вере или неверии.

Понимаете ли вы, что ваше молчание в этой ситуации – это признание допустимости и нормальности совершенного, признание права на избиение и унижение девушки? Это признание и формирование не только в медицинской, но и в человеческой общности отношений, которые нельзя назвать даже родоплеменными, ибо даже в диких первобытных обществах существовало право женщин требовать от окружающих защиты от посягательств на их честь и достоинство. Сохраняя молчание, вы признаете возможность решения конфликтов в  медицинской среде кулаками, пинками и плевками.

 

Как вы будете читать лекции о медицинской этике и деонтологии, о морали в медицине, этических границах и выборе метода лечения, зачастую сопряженного со сложными нюансами допустимого и необходимого, о психологии взаимоотношений «врач - пациент» и безмятежно смотреть в глаза вашим ученикам, знающим, что вы проглотили как ничего не значащую мелочь, этот омерзительный случай?

 

Вы с чистой совестью примете экзамены по профессии и вручите диплом врача в руки существам, которых я даже не могу назвать скотом, чтобы не обидеть животных? Скорее уж это можно назвать «иной биологической формой»…

Вы отдадите в руки этих существ жизнь и здоровье ваших детей - если они будущие педиатры? Ваших жен и дочерей – если они планируют стать гинекологами? Вы допустите их к операционному столу?

Неужели вы всерьез верите,  что слова о клятве Гиппократа и долге врача найдут отклик в их сердцах? У наших пациентов уже сложилось трудно опровергаемое убеждение, что в медицину идут люди, не думающие ни о чем, кроме денег, алчные и черствые. Мне кажется, что этот случай без должного ответа со стороны медицинского сообщества послужит еще большей дискредитации нашей профессии.

Сейчас очень моден стал аргумент о том, что судить человека может только суд. Молодые люди, оправдывающие Капиева, с негодованием заявляют, что-де общество вынесло приговор, даже не вникая в суть дела. Большей моральной деградации трудно представить – будущие врачи искренне убеждены, что в случаях избиения мужчиной женщины надо еще разобраться - а может, мужчину-борца девушка 19 лет хрупкой наружности так оскорбила, что он, видите-ли, впал в такое состояние аффекта, что не смог сдержаться.

 

А как, интересно, этот «педиатр» будет общаться с родителями больных детей, которые зачастую взволнованы, тревожны, настроены негативно к медикам, особенно когда ребенок долго болеет, или нет возможности провести полное обследование, нет диагноза. Тоже кулаками?

Уважаемые коллеги!  Очень часто мы оправдываем свое бездействие тем, что от нас ничего не зависит. Но завтра на месте этой девочки могут быть ваши дочери и внучки, или маленькие пациенты…

Моральный выбор  - труден. Но, промолчав сегодня, вы открываете дорогу самым грязным, диким и человеконенавистническим отношениям между людьми. Которые еще недавно невозможно было представить в нашей медицинской среде.

 

Решение и ответственность за его последствия - на вашей совести.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram