«Крыша» против «Фаворита»: кто и зачем атакует Николая Цискаридзе?

Противники назначения Николая Цискаридзе ректором Академии русского балета имени им. А.Я. Вагановой (АРБ) на минувшей неделе заявили об атаке на них со стороны неизвестных хакеров. Злоумышленники якобы взломали интернет-страницу, содержавшую некую очередную петицию против назначения московской знаменитости руководителем главной балетной школы Санкт-Петербурга. Скептики тем временем все чаще высказывают подозрения, что истерия вокруг новой должности Цискаридзе раздувается искусственно. Кто-то очень влиятельный (звучат даже намеки на пресс-секретаря российского премьера Наталью Тимакову и ее супруга, в прошлом известного журналиста и пиарщика Александра Будберга) всеми силами пытается сделать так, чтобы за скандалами, публичными склоками и истериками невозможно было разобрать сути проблемы. Проблема же, как это часто случается в России, упирается во власть и в деньги. Причем, не совсем в честные деньги и в очень большую власть. 

 

Эта компания - мастера разнообразных комбинаций, в том числе и балетных.


Приступая к разбору нынешних аргументов «против Цискаридзе», стоит начать с самого простого. Действительно ли балетная звезда мирового уровня является «из ряда вон выходящим», а если верить критикам - и вовсе «не подходящим» кандидатом на должность ректора? Ведь по тщательно продвигаемому сейчас мнению, профессиональному балетмейстеру не место у руля балетной школы. Для того, чтобы разобраться в настоящем и вероятном будущем знаменитой Вагановки, стоит посмотреть, кто руководил этим учебным заведением с первых лет его основания.

Самым первым директором будущей академии в 1738 году стал именно балетмейстер - Жан-Батист Ланде. Спустя 20 лет его сменил поэт и драматург Александр Сумароков. В дальнейшем и до конца XIX века руководство школой руководили в основном государственные вельможи и аристократы, среди которых были и князь Николай Юсупов, и граф Александр Нарышкин, которые, при всем уважении к их титулам, вряд ли разбирались в балете лучше, чем в лошадях и в псовой охоте.

В послереволюционный период во главе Вагановки вновь стояли преимущественно профессионалы - балетные артисты: Андрей Облаков, Евгений Чесноков, Николай Ивановский, Валентин Шелков, а также балетовед Янина Лушина. На их фоне, лауреат Государственных премий России, Кавалер французского ордена искусств и литературы, Международной премии мира, народный артист РФ Николай Цискаридзе совсем не теряется.

С 1987 года и до настоящего времени должность директора/ректора Вагановки вновь занимали управленцы, не связанные с танцевальным искусством. Это Леонид Надиров (1987–2004, по образованию инженер-строитель, оставил пост ради должности замминистра культуры) и до недавнего времени Вера Дорофеева, закончившая факультет дефектологии Ленинградского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, т.е. по образованию - социальный педагог - логопед. Свою карьеру, кстати, она начинала в системе МВД преподавателем в колонии для несовершеннолетних преступников. И если строго следовать логике нынешних защитников «высокого стандарта» Вагановки, то Вера Дорофеева со своим резюме могла бы рассчитывать в училище максимум на должность начальника вневедомственной охраны, но никак не ректора.

В общем, аргумент противников Цискаридзе об отсутствии у него «опыта управленческой и педагогической работы» при спокойном, объективном взгляде на ситуацию работать сразу же перестает. Значит, остается еще какая-то, прямо не высказываемая, истинная причина для искусственно инициируемого недовольства? Видимо, да. Ведь еще один «пунктик», на котором циклятся критики Николая - это рассказы о его «сложном характере», якобы, не совместимом с педагогической работой.

Здесь придется отбросить навязанные нам эмоции и посмотреть, в чем же эта «сложность» заключается. Ведь то, что недруги Цискаридзе называют «склочностью» и «скандальностью», с таким же успехом можно считать честностью, принципиальностью и порядочностью, - а это, согласитесь, совсем другие краски. Цискаридзе, к примеру, первый и едва ли не единственный выступил против беспредельного воровства, алчности, протекционизма, творившихся в Большом театре. Что в итоге привело к позорной отставке Анатолия Иксанова с почетной грамотой Председателя Правительства РФ, - максимумом, что смогли со скрипом выторговать его высокие покровители. Говорят, что Президент РФ (в отличие от премьера) категорически отказался подписывать соответствующий Указ о награждении. Не исключено, что если бы Цискаридзе пошел на сделку с совестью и занял в свое время сторону Иксанова, он до сих пор бы танцевал на сцене Большого. И никому бы в голову не пришло говорить, что Цискаридзе чего-то и где-то не достоин.


Член исполкома попечительского совета многомиллиардной реконструкции Большого Театра Александр Будберг с супругой Натальей Тимаковой гордятся статусом покровителей «возрождения Большого»

Конечно, с точки зрения внешнего эффекта и влияния на экзальтированную публику, рассуждать о «сложном характере» Цискаридзе куда удобнее, чем разбирать подробности раскрытых им ранее хищений и злоупотреблений в Большом. Такое «оскандаливание» оппонента представляет собой неплохую защиту от возможных уголовных дел и реальных сроков для всех тех, кто к раскрытым Цискаридзе ситуациям так или иначе был причастен. А таковых набралось не мало.

Хотя соответствующие сведения публиковались в СМИ исключительно в качестве версий и ни к чему не обязывающих предположений, их все же набралось достаточно, чтобы назвать кое-какие фамилии. Как сообщало в 2011 году издание «Руспресс», сумма, потраченная на реконструкцию Большого, была огромной: по разным данным, работы стоили от 20 до 25 млрд. рублей ($650-800 млн.), и длились шесть лет вместо первоначально запланированных трёх. Для сравнения: миланский театр «Ла Скала», расположенный в значительно большем здании, привели в порядок за $80 млн., Королевский театр в Мадриде – за $140 млн., лондонский «Ковент-Гарден» – за $360 млн.

Тот факт, что история с возможными хищениями и злоупотреблениями была очень быстро замята (а «раскрутивший» ее Цискаридзе подвергнут публичной травле), издание связало с тем, что у непосредственных исполнителей реконструкции обнаружились тесные связи с известным журналистом и пиарщиком Александром Будбергом, жена которого – Наталья Тимакова - приходится Дмитрию Медведеву пресс-секретарём и «доверенным лицом, влияющим на принятие ключевых решений». Будберг, кроме того, даже официально входил в исполком попечительского совета реконструкции Большого, в котором представлял интересы генподрядчика. Согласитесь, очень важные совпадения. «Взять на кормление людей с доступом к медведевскому телу уровня Будберга, Дворковича и Тимаковой сочтёт выгодным любой разумный олигарх», - отмечал по этому поводу Руспресс.

И тот факт, что гала-концерт по случаю открытия «отремонтированного» Большого театра, где правил бал Д.Медведев со своей свитой, был В.Путиным проигнорирован, говорит, по мнению экспертов, о многом...
Уголовное дело по «реконструкции Большого», по информации от силовиков, не закрыто и находится в активном производстве. Так что разоблачения и конкретные посадки еще впереди.

 

Забавно слышать обвинения в «фаворитизме» от людей, которых СМИ самих регулярно называли «крышей» реконструкции Большого Театра

Важен и другой момент: простыми обвинениями в скандальности или в наличии «покровителей» действия врагов Николая Цискаридзе не ограничиваются. Как стало известно из обнародованной на минувшей неделе аналитической справки спецслужб, в настоящее время прорабатывается версия о непосредственном участии Анатолия Иксанова в так называемом «кислотном деле». Предполагается, что он в целях дискредитации Цискаридзе в глазах театрального сообщества мог выступить инициатором и идейным вдохновителем нападения на Филина. Сам Филин косвенно уже подтвердил это в суде, обвинив экс-директора ГАБТ фактически в попустительстве преступникам.

Пытаясь сегодня сорвать назначение Цискаридзе на должность ректора Вагановки, его оппоненты пользуются очень похожими грязными технологиями. И слава богу, что пока дело не дошло до обливания кислотой в темных подворотнях. Но какие-то «хакеры», т.е. свои собственные уголовники (хотя и виртуальные) в этой истории уже появились. Еще раз повторим, что информационные провокации такого масштаба под силу в нашей стране крайне ограниченному кругу лиц. Которые, по странном стечению обстоятельств, помимо декларируемой любви к балету еще и явно были причастны к процессу реконструкции Большого Театра, - т.е., по версии Цискаридзе, к колоссальным хищениям. А к большому искусству, равно как и к реальной способности Николая Цискаридзе руководить Вагановкой, все это никакого отношения давно не имеет.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter