Депутат «Сколково» – подробности жизни Ильи Пономарева

Скандал про гонорары Ильи Пономарева которую неделю не сходит со страниц журналов и газет. Неудивительно – оппозиционер получил от фонда «Сколково» 750 тысяч долларов. Деньги были выплачены за лекции по продвижению фонда и за научно-исследовательский трактат. Однако выяснилось, что часть лекций Пономарев пропустил, на других поливал «Сколково» грязью, а сданный в «Сколково» текст написал вообще не он.

Кажется, это предел, ниже которого упасть нельзя. Однако газета «Наша Версия» выяснила, что в судьбе Пономарева было множество других любопытных историй.
Депутат, по его словам, занялся бизнесом в 16 лет и всегда отличался завидной прагматичностью. Один из его первых проектов – спекуляция компьютерами.

В 1992 году он поступил в МГУ на физико-математический факультет. Отучился пару лет, бросил. В 1996 году Пономарев внезапно стал сотрудником корпорации Schlumberger. О том, как его взяли на работу, он еще недавно рассказывал совершенно удивительные истории, причем в нескольких вариантах. Например, что попал на собеседование по недомыслию рекрутингового агентства, не увидевшего разницу между «accountant» (в котором нуждался Schlumberger) и «sales-manager/accountmanager» (из резюме Пономарева). В офисе случайно оказалось высшее руководство Schlumberger, которое внезапно решило доверить судьбу своего бизнеса в России случайному визитеру…
Через три года Пономарев оказался в ЮКОСе. Причем не рядовым сотрудником, а вице-президентом по информационно-компьютерному обеспечению. Возглавляемая им компания «Сибинтек» занималась перепродажей доменных имен. Судя по отчетам, неудачно.

Однако сам Пономарев вспоминает, что придумал для ЮКОСа какие-то удивительные программы, улучшившие процесс управления компанией. Эти чудо-программы якобы взяты на вооружение и нефтяниками-конкурентами, и правительствами российских регионов. «Что-что, а легенды о себе Илья Пономарев создавать умеет», – отмечает «Наша Версия».

2002 год ознаменовался новым этапом. По мнению экспертов, в тот год ЮКОС и КПРФ подписали неофициальное предвыборное соглашение. Был создан  Информационно-технологический центр ЦК КПРФ, который возглавил сотрудник ЮКОСа Илья Пономарев. Он занялся пиаром партии и, если верить политикам левого толка, рейдерством. СМИ писали, что Пономарев, с подачи шефов ЮКОСа, намеревается «приватизировать» КПРФ и выдвинуть от нее в президенты Ходорковского, уже сидевшего в СИЗО.

В конце концов КПРФ закрыл Информационно-технологический центр. В постановлении ЦК говорилось: «Дискредитирует партию».

Пономарев в ответ создал «Молодежный левый фронт», но больших успехов не добился и занялся инновационными бизнес-проектами в технопарках, организуемых по всей стране. Он любит подчеркивать, что многие технопарки создал сам. Его появление в «Сколково» стало почти неизбежным. 

В 2010-2011 годах Пономарев и «Сколково» подписали договора на 750 тысяч долларов. Пономарев обязался провести масштабную научно-исследовательскую работу по теме «Коммерциализация технологий и международное продвижение российских инновационных технологий» и прочесть цикл лекций для пиара «Сколково».

«Судя по суммам, научная ценность этих работ беспрецедентна, поскольку даже нобелевским лауреатам таких денег за то же самое не платят», – отмечает директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий в журнале «Компания».

Каждая из двух частей работы Пономарева закончилась скандалом.

Переданный Пономаревым в «Сколково» текст назывался «Ярославский план 10-15-20». Недавно выяснилось, что депутат имеет к нему лишь косвенное отношение. «План» впервые был представлен на Мировом политическом форуме в Ярославле в сентябре 2010 года, как минимум за два месяца до начала сотрудничества Пономарева со «Сколково». И подготовлен не Пономаревым, а Нью-Йоркской академией наук. У доклада три автора, столько же соавторов, а Пономарев указан только в числе 36 экспертов, участвовавших в опросах. Как пишет экономист Никита Кричевский, Пономарев, по сути, приписал себе авторство этой работы.

С лекциями вышло еще хуже. По данным Следственного комитета, на некоторые из них Пономарев попросту не явился. На других говорил о «Сколково» совершенно нелестные вещи.

«Вопрос, приду ли я в качестве инвестора в Сколково? Да черта с два я туда приду в качестве инвестора! Потому что я понимаю, что люди, которые там находятся, ни хрена не понимают в инновациях и не отвечают за те деньги, которые они вкладывают», – говорил Пономарев на «круглом столе» в Общественной палате 30 сентября 2011 года.

За корявый рассказ о том, что инвесторам не надо идти в «Сколково», он (в пересчете гонорара на отдельные мероприятия) получил от «Сколково» 10 тысяч долларов.

К чему привел такой пиар – ясно. Скандал, связанный с гонорарами, достиг самого верха. О нем пришлось говорить на «Прямой линии» Владимиру Путину.

Эксперты единодушно говорят, что «Сколково» не оправдало надежд. Например, директор Центра политической информации Алексей Мухин пишет: «Проект, анонсированный как локомотив российской экономики, к сожалению, представляет скорее дорогостоящее отягощение для бюджета, испытывающего дефицит». Судя по публикациям СМИ, с таким мнением не спорит уже никто.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram