Кремлевские игры или реальный шанс?

Конец 2010 года был отмечен всплеском негативных межэтнических проявлений прокатившихся по стране. В связи с этим ряд казачьих общественных объединений Юга России, не вошедших в структуры реестрового казачества, заявили об образовании коалиционного общественного движения «Русское единство Кавказа» (РЕКА). Круглый стол, на котором было заявлено о создании этого движения, прошел 12 декабря 2010 года в Пятигорске. В нем приняли участие лидеры казачьих организаций, а также русские национальные общественники из Ставропольского и Краснодарского краев, Дагестана, Карачаево-Черкесии, Ростовской, Астраханской и Воронежской областей. Руководил мероприятием Юрий Чуреков, атаман Кавказской Казачьей Линии – объединения, учредительный круг которого прошел в Армавире в июле 2010 года[1].

В заявлении, принятом на круглом столе, основное внимание уделялось положению русских на Юге России. Стратегия развития Северокавказского федерального округа, как отмечается в заявлении, не обеспечивает решения проблемы исхода русского населения из Чеченской республики, Ингушетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. На этом фоне, по мнению участников круглого стола, начался очередной этап государственного манипулирования российским казачеством, которое является наиболее организованной частью славянского населения страны. Участники круглого стола были единодушны во мнении, что без государственного подхода к решению всего комплекса проблем русского (славянского) населения России, как в теоретическом аспекте, так и в практической реализации, очередная попытка подменить реестровыми казаками коррумпированные силовые и деморализованные армейские структуры на Юге России только ускорит процесс развала российской государственности.

Однако, критику реестрового казачества, в очередной раз, пошедшего на поводу у «антинародной власти», которая звучала на круглом столе, поддержали не все участники. Так многие придерживались мнения, что возможно и целесообразно взаимодействие структур реестровых и общественных казаков[1].

Начало 2011 года ознаменовалось для реестрового Российского казачества, сразу несколькими грандиозными событиями. Так, впервые в истории современного казачества в Москве, в Большом соборе Донского Ставропигиального мужского монастыря 21 января 2011 года прошла церемония прибивки знамен (прикрепления полотнища к древку) войсковых казачьих обществ, внесенный в государственный реестр.

Символика и атрибутика для современного казачества имеют огромное нравственное значение. В целях упорядочения официальных символов войсковых казачьих обществ, Указом президента РФ Д. Медведева от 9 февраля 2010 г. за N 168 "Об учреждении гербов и знамен войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" были утверждены типовые войсковые гербы и знамёна для реестровых войсковых казачьих обществ. По благословлению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла были изготовлены 11 войсковых хоругвей – полотнищ с ликами Иисуса Христа, Богородицы и Святых.

Распорядителем торжественной церемонии прибивки знамен стал председатель Геральдического совета при Президенте РФ, государственный герольдмейстер Российской Федерации Георгий Вадимович Вилинбахов. В мероприятии приняли участие заместитель руководителя Администрации Президента РФ, председатель Совета при Президенте России по делам казачества Александр Дмитриевич Беглов, войсковые атаманы и священники, а также кадеты Московского казачьего кадетского корпуса имени М. А. Шолохова. Терское казачье войско представляла делегация из пяти человек во главе с атаманом Василием Павловичем Бондаревым и войсковым священником протоиереем Павлом Самойленко.

На следующий день 22 января после окончания Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля прошло освящение. В присутствии Кипрского предстоятеля – архиепископа Хризостома и всех собравшихся предстоятель Русской церкви освятил знамена, флаги и хоругви всех войск России, вручив их атаманам.

23 февраля 2011 года знамя Терского казачьего войска было передано войсковым атаманом В. П. Бондаревым 3-му батальону 205-й казачьей мотострелковой бригады расквартированной в городе Буденновске.

Так согласно внесенным изменениям в конце 2010 года в указ Генерального штаба Вооруженных сил РФ «О порядке комплектования казаками соединений и воинских частей Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» 3-й батальон 205-й казачьей мотострелковой бригады стал терским не только по названию. Согласно указу 3-й батальон будет комплектоваться молодыми казаками Терского войска, 1-й батальон – Донского войска, 2-й Кубанского, а танковый батальон казаками Астраханского казачьего войска.

В августе 2011 года указом Президента Российской Федерации было учреждено казачье подразделение Почетного кавалерийского эскорта Президентского полка. История Кавалерийского почетного эскорта восходит к Императорскому конвою и подразделению 11-го Отдельного кавалерийского полка, сформированного в 1962 году. На базе этой части 2 сентября 2002 года и был образован Кавалерийский почетный эскорт в составе Президентского полка. Форма кремлевских казаков была определена Указом Президента РФ от 10 августа 2011 г. N 1082 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 16 января 1998 г. N 44 «О церемониальной военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям военнослужащих Президентского полка, Президентского оркестра и Почетного эскорта Федеральной службы охраны Российской Федерации». Согласно этого Президентского указа, Почетный кавалерийский эскорт был переодет в форму Терского казачьего войска.

Немаловажным событием для казачества Северного Кавказа стало и появление новых епархий. Так, Священный Синод Русской православной церкви на заседании 22 марта принял решение о кадровых перестановках и создании новых епархий на Северном Кавказе. Синод постановил образовать Пятигорскую и Черкесскую епархию с включением в нее приходов Минераловодского, Предгорного и Кировского районов, а также Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Правящим архиереем Пятигорской и Черкесской епархии стал епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт (Курьянов).

Решением Синода также создана Владикавказская и Махачкалинская епархия, в которую вошли приходы Северной Осетии, Дагестана, Ингушетии и Чечни. Правящим архиереем стал архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима (Остапенко).

Правящим архиереем Ставропольской и Невинномысской епархии определено быть епископу Павлово-Посадскому Кириллу (Покровский), викарию Московской епархии, с сохранением должности руководителя Синодальной комиссии по делам казачества.

Возглавлявший старую неразделенную Ставропольско-Владикавказскую епархию архиепископ Феофан был назначен на Челябинскую и Златоустовскую кафедру. Архиепископ Феофан был, мягко говоря, не очень любим населением. В упрек ему ставилось многое: невнимание к реальным проблемам верующих региона и участие в информационной блокаде «русской проблемы» в северокавказских республиках, на фоне очень тесной дружбы с Северокавказскими «сильными мира сего». Весть же о переводе владыки Феофана на новое место и создание новых епархий было встречено рядовыми казаками с большим воодушевлением.

В конце 2012 года на территории Северокавказского Федерального округа была образована еще одна епархия - Махачкалинская. Поводом к созданию новой епархии стал рапорт архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы поданный им на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви проходившей в Москве 25-26 декабря 2012 года. В рапорте на имя Святейшего Патриарха архиепископ Зосима доложил о желательности создания новой епархии на территории Республики Дагестан с целью более активного окормления православных жителей Северного Кавказа

26 декабря Священный Синод постановил образовать в пределах Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики Махачкалинскую епархию, выделив ее из состава Владикавказской епархии. Правящий архиерей Владикавказской епархии при этом получил титул «Владикавказский и Аланский». Епархиальный архирей Махачкалинской епархии стал именоваться «Махачкалинский и Грозненский». Епископом Махачкалинским и Грозненским Синод постановил избрать игумена Варлаама (Пономарева), настоятеля Спасо-Преображенского монастыря города Мурома Владимирской епархии, в 2004-2011 годах несшего послушание благочинного православных приходов Ингушетии и Чеченской Республики.

В действиях же церковного священноначалия можно проследить стремление соответствовать логике власти государственной. Сегодня Церковь становится помощником государства в деле укоренения на Кавказе русского населения и усиления казачества как авангардной силы в противостоянии сепаратизму.

Косвенная поддержка решениям Синода прозвучала и в словах полномочного представителя президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина на встрече с журналистами 3 апреля 2011 года в Ессентуках. «Критерием оценки эффективности епархий будут, в том числе и вопросы, связанные с оттоком русскоязычного населения», – заявил Хлопонин. Полпред также считает, что Церковь должна «реально привести казачество к единству»[2].

С другой стороны, произошло размежевание приходов региона. Единое (пусть во многом это единство носило формальный характер) православное пространство распалось на «исконно» русские и казачьи районы с центром в Ставрополе и разрозненные общины, существующие в мусульманском окружении на гарантиях поддержки республиканских властей. Ведь в национальных республиках Северного Кавказа, по наблюдениям политологов, уже не первый год идёт стремительная исламизация общественной жизни.

Этот подход Патриархии проявляется и в подборе епископов, возглавивших разделившиеся кафедры. Например, епископ Феофилакт (Курьянов) в течение трех лет совмещал другие должности с управлением приходами благочиния в Туркменистане, а стало быть, должен знать, как найти подход к восточным владыкам. Нынешний епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский) был все время сосредоточен на делах казачества и не раз выступал в духе русского патриотизма. Его юрисдикция будет ограничена казачьими районами с относительно гомогенным населением.

Кроме того, лишился власти над дагестанскими приходами Бакинский епископ Александр (Ищеин), который вынужден поддерживать сложный диалог с властями Азербайджана и руководством Управления мусульман Кавказа. Теперь епархия Бакинского епископа замкнута на Закавказье. Таким образом, реорганизация структур РПЦ на Кавказе учитывает реалии и вызовы политической ситуации. «Священство» в очередной раз продемонстрировало лояльность «царству»[2].

В то время как Русская Православная Церковь прилагает все силы для укрепления своих позиций на Кавказе Министерством Юстиции и Прокуратурой некоторых субъектов РФ предпринимаются всевозможные попытки лишить православного составляющего Терское казачество. Так, в конце 2011 года разгорелся неслыханный скандал учиненный Прокурором Левокумского района Ставропольского края С. Юниковым направившим предписание об изменении некоторых пунктов в уставе Левокумского районного казачьего общества СОКО Терского войскового казачьего общества, которые якобы «вписываются» в нарушения норм Федерального Закона «О противодействии экстремистской деятельности». Прокурор Левокумского района называет экстремизмом положения устава, из которых следует, что членами общества и кандидатами на должность атамана общества могут являться граждане православного вероисповедания. Вслед за Левокумским районным казачьим обществом подобные предписания получили еще казачьи общества Нефтекумского района, Пятигорска и Кисловодска.

Прокурорские предписания всколыхнули весь православный Кавказ и вызвали широкий общественный резонанс. Свои протесты по поводу предписаний выразило духовенство Ставропольского края и депутаты фракции КПРФ в Государственной Думе. В своих заявлениях они отмечали необоснованность и несостоятельность прокурорских претензий, аргументируя это тем, что православное исповедание является традиционным для русского казачества. Так, члены фракции КПРФ в Госдуме в направленном министру юстиции Юрию Чайке коллективном депутатском запросе отмечали, что: "казаки исторически являются носителями и защитниками традиционных для русского государствообразующего народа ценностей служения государства и исповедания православия. В истории нет примеров, чтобы казачество формировалось из представителей исповедующих иудаизм, буддизм или другие религии"[3], и просили его отреагировать на подобные действия своих подчиненных.

В свою очередь Председателем Синодального Комитета по взаимодействию с казачеством епископом Ставропольским и Невиномысским Кириллом в его обращении за разъяснением к Юрию Чайке было сказано: «В п. 3. ст. 1 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26-го сентября 1997 года за № 125 сказано: «В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию». Православное вероисповедание является исторически традиционным для всего российского казачества. Казачий круг, присяга и другие составляющие атрибуты жизни казачества невозможно представить без молитвы и священника. Легитимность проведения круга определяется наличием или отсутствием на нем войскового священника»[3].

Глава синодального комитета так же напомнил слова заместителя руководителя Администрации Президента РФ Александра Беглова, председателя Совета при президенте РФ по делам казачества: «Казаки исторически связаны с православием. Сегодня невозможно представить человека, который именует себя казаком, но открыто выступает против веры своих предков»[3].

Под давлением общественности и СМИ прокуратура Ставропольского края вынуждена была отказаться от вынесенных ранее прокурорских предписаний. Однако прецедент был получен и в начале 2012 года подобная ситуация повторилась но уже в других субъектах Российской Федерации – в Северной Осетии – Алании и Кабардино-Балкарской республике где реестровыми общинами были получены предписание в кратчайший срок внести изменения в свои уставы и убрать пункты касающиеся предопределяющей роли православия.

Чем закончится попытки Министерств Юстиций республик Северной Осетии – Алании и Кабардино-Балкарии лишить одного из краеугольных составляющих терское казачество православного вероисповедания, покажет время.

Не менее важным событием, по мнению Федеральных властей для Российского реестрового казачества должен был бы стать проект закона о внесении изменений в Закон о службе российского казачества. Так, 16 февраля 2011 года Президент РФ Дмитрий Медведев внес в Государственную Думу РФ поправки к Закону "О государственной службе российского казачества", которыми предлагается создать Всероссийское казачье общество (ВКО).

Федеральный закон № 101-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» был принят Государственной Думой 17 мая, одобрен Советом Федерации 25 мая и подписан Президентом РФ 31 мая 2011 года. Согласно вновь изданному закону в стране создается Всероссийское казачье общество. Образовано Всероссийское казачье общество будет путем объединения войсковых казачьих обществ в единую структуру, устав которого подлежит утверждению Президентом РФ.

Атамана войскового казачьего общества избирает высший орган управления на 5 лет. При этом им может стать гражданин России, являющийся членом хуторского, станичного или городского казачьего общества, входящего в состав войскового. Установлены ограничения для кандидата на должность атамана. В частности, им не может быть тот, кто имеет неснятую или непогашенную судимость, содержится в местах лишения свободы, признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

Члена казачьего общества, осужденного за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, можно лишить специального звания (чина) по приговору суда.

Уточнен порядок ведения реестра казачьих обществ. Окружные (отдельские) и войсковые казачьи общества вносятся в реестр Минюстом России, а хуторские, станичные, городские и районные (юртовые) — его территориальными органами.

Скорректирован перечень документов, необходимых для внесения обществ в реестр.

Казачьи общества ежегодно должны отчитываться в общем количестве своих членов и о фиксированной численности тех, кто принял на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Закреплены основания для приостановления процедуры внесения казачьего общества в реестр, для исключения из него и отказа во включении в него. Несовершеннолетних к несению службы российского казачества готовят в казачьих кадетских корпусах. Типовое положение о таком образовательном учреждении утверждает федеральный орган власти, занимающийся нормативно-правовым регулированием в сфере образования. Закон вступает в силу после официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Отдельной строкой Федерального закона устанавливается, что казаки теперь участвуют в защите Государственной границы Российской Федерации.

Таким образом, по федеральному закону в Российской Федерации должно начаться формирование Всероссийского казачьего общества полностью подконтрольного правительству и Президенту страны.

В течение 2011 года прошло три заседания Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества: 16 февраля в Москве, 15 июня — в Пятигорске и 22 ноября — в Екатеринбурге.

Первое заседание Совета под председательством А. Беглова прошло 16 февраля 2011 года в Москве. На заседании обсуждались итоги работы Совета за прошедший 2010 год и план работы на 2011 год. Советом была проанализирована деятельность Министерства регионального развития как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачеством.

Наибольшее количество вопросов и предложений собравшихся вызвал доклад заместителя министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации В. Мельникова «О перспективах участия казачьих обществ в природоохранных мероприятиях и обеспечении экологической безопасности»[4].

В ответных выступлениях атаманы ряда казачьих войск, в частности, атаман Всевеликого войска Донского казачий генерал Виктор Водолацкий, атаман Кубанского казачьего войска казачий генерал Николай Долуда, атаман Иркутского казачьего войска казачий генерал Николай Шахов выразили недовольство сложившейся практикой взаимодействия казачьих обществ и Минприроды.

Общаясь с прессой, председатель Совета при Президенте России по делам казачества Александр Беглов рассказал о планах по созданию всероссийского казачьего общества. 11 реестровых войсковых казачьих обществ, существующих на сегодняшний день, будут объединены в нем под одним началом, оставаясь при этом самостоятельными. Право выбора Верховного атамана будет принадлежать войсковым атаманам. По словам Александра Дмитриевича, единое казачье войско на территории нашей страны позволит в будущем при необходимости скоординировано использовать казачьи ресурсы для решения различных задач[4].

Отвечая на вопрос корреспондента журнала «Казаки» о том, как Совет при Президенте намерен строить работу с общественными казачьими объединениями, Александр Беглов напомнил слова Президента России Дмитрия Медведева о том, что казаков не надо делить ни на «красных», ни на «белых», ни на общественных, ни на реестровых. Александр Беглов подчеркнул, что Совет работает, и будет продолжать работать со всем казачеством, независимо от его юридического статуса.

15 июня 2011 года в городе Пятигорске прошло выездное заседание Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, которое провел заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации, председатель президентского Совета по делам казачества А. Д. Беглов.

Участие в выездном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества в Пятигорске приняли полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе А. Г. Хлопонин, губернатор Ставрополья В. В. Гаевский, епископы Зосима, Феофилакт и Кирилл, представители духовенства, атаманы войсковых казачьих обществ. Заседание прошло в режиме видеоконференцсвязи его участниками стали 79 субъектов страны.

Обсуждались вопросы организации призыва казаков на военную службу в ходе весенней призывной кампании; интеграции войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр, в Вооруженные силы Российской Федерации; реализации Концепции государственной политики в отношении российского казачества.

Участникам заседания был представлен журнал «Российское казачество», издаваемый с начала 2011 года, и всероссийский интернет-портал «Российское казачество», созданные по инициативе Совета.

Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл в своем выступлении представил Совету проекты Концепции и примерной Программы духовно-нравственного воспитания, обучающихся в казачьих кадетских корпусах, «Сборник чинопоследований войсковых казачьих обществ» и банк данных священнослужителей Русской Православной Церкви, окормляющих казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Епископ Кирилл также познакомил участников заседания с проектами Ставропольской епархии по строительству новых храмов и развитию приходских фермерских хозяйств с участием казачества, программой переселения казачьих семей из республик бывшего СССР в Ставропольский край.

22 ноября 2011 года в Екатеринбурге под председательством Александра Беглова состоялось очередное заседание Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества.

Участники заседания Совета заслушали и обсудили доклады:

- заместителя Министра регионального развития Российской Федерации Максима Травникова «О разработке Стратегии развития российского казачества»;

- заместителя председателя Геральдического совета при Президенте Российской Федерации Александра Цветкова «Об учреждении проектов форменной одежды, знаков различия и официальных символов казачьих кадетских корпусов»;

- заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Сергея Сметанюка «О работе органов государственной власти Уральского федерального округа по реализации Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества»;

- атамана Оренбургского войскового казачьего общества Владимира Романова «О работе Оренбургского войскового казачьего общества по реализации Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества»;

- епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла «О формировании системы духовно-нравственного воспитания в казачьих обществах, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и общественных объединениях российского казачества: итоги мониторинга 2010-2011 гг.».

Продолжение следует



Примечания:

1. Бурда Э. Терское казачество. 20 лет возрождения. //Дипломатика. Журнал общественной дипломатии. Специальный выпуск: «Русский Большой Кавказ». № 3, 2011.

2. На Северном Кавказе образованы новые епархии Русской Православной Церкви. //Дипломатика. Журнал общественной дипломатии. Специальный выпуск: «Русский Большой Кавказ». № 3, 2011.

3. «Терский казак». № 1 (32), Февраль, 2012.

4. «Российское казачество» № 2, февраль 2011.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram