Храни нас скотч и МЧС!

Я уверен, что сегодня уже настало время передавать функции развития стратегически-важной инфраструктуры армии. Строительство дорог, мостов, аэропортов, портов должно проводиться военизированными формированиями, входящими в состав Вооруженных Сил. Для бескрайней и холодной России главную опасность представляют не иностранные интервенты, а природа и разрушающаяся от старости инфраструктура.

Мы живем в стране, строительство инфраструктуры в которой завершилось четверть века назад. Двадцать пять лет ничего не строилось и почти ничего — не ремонтировалось. Нынешнее, второе десятилетие нового века станет либо десятилетием активной модернизации инфраструктуры России, либо десятилетием техногенных и природных катастроф.

С начала 1990-х годов в стране инфраструктура недополучила триллионы долларов. Те же инвестиции, которые все же поступали в развитие инфраструктуры, расходовались не всегда эффективно. Хотя бы потому, что разворовывание бюджетных денег, направляемых в инфраструктуру — главный источник роста капиталов в современной России.

Приведу пример, который каждый день вижу по дороге от дома к месту работы. Несколько дней назад между столицей Дагестана Махачкалой и городом Каспийском сдали в эксплуатацию дорогой, лучший в Дагестане, суперсовременный спорткомплекс, ценой в сотни миллионов бюджетных рублей. Он стоит на пустыре, между двумя городами и вряд ли кто-то из родителей решится отправить сюда своих детей. А между тем в центре Махачкалы стоит такой же, суперсовременный, но недостроенный спорткомплекс, строительство которого замерло десять лет назад. Дело в том, что мэр Махачкалы не нашел общий язык с президентом республики. Поэтому республиканское руководство не дало Махачкале денег на достройку главной спортивной арены, а для «президентского» спорткомплекса не нашлось места в Махачкале. Такая вот грустная история.

Кстати, новый спорткомплекс стоит рядом с недавно отстроенным, а теперь пустующим и разрушающимся стадионом «Анжи» — самой крупной футбольной ареной Дагестана. Несколько лет назад его отстроили на задворках столицы, а теперь дагестанская команда «Анжи» играет на стареньком стадионе «Динамо» в центре Махачкалы.

Примеры такого рода можно продолжать бесконечно. Однако, думаю, что у каждого из нас на памяти, а то и на виду очевидная неэффективность использования государственных инвестиций.

Думаю, с той же проблемой сталкиваются все регионы России. Думаю также, что это главная проблема России в целом.

Проблема изношенности инфраструктуры четко осознается властью России. В недавнем послании Федеральному Собранию Президент России Д.А. Медведев так сказал о необходимости ускоренной модернизации инфраструктуры:

«Престиж Отечества и национальное благосостояние не могут до бесконечности определяться достижениями прошлого, ведь производственные комплексы по добыче нефти и газа, обеспечивающие львиную долю бюджетных поступлений, ядерное оружие, гарантирующее нашу безопасность, промышленная и коммунальная инфраструктура – всё это создано большей частью ещё советскими специалистами, иными словами, это создано не нами. И хотя до сих пор удерживает нашу страну, что называется, «на плаву», но стремительно устаревает, устаревает и морально и физически. Настало время нам, то есть сегодняшним поколениям российского народа, сказать своё слово, поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации…»

Вместе с тем, ни послание Президента, ни текущая экономическая политика российского руководства, ни частные инвестиционные проекты не дают ответ на вопрос о том, когда начнется реконструкция инфраструктуры.

Да и сам Президент, в Послании весьма верно поставивший вопрос о реконструкции инфраструктуры, видит лишь один способ избежать разворовывания инвестиционных средств – не инвестировать вовсе.

«Много предлагается идей по увеличению инвестиций в инфраструктуру. И, в общем, это понятно. Инфраструктура у нас недофинансирована. Но пока здесь не наведён элементарный порядок, а строительство ведётся по завышенным в разы расценкам – в разы, – тратить на эти цели больше я считаю непозволительной роскошью...» [1]

В итоге и само Послание оставляет открытым вопрос о том, как же преодолеть коллапс инфраструктуры страны.

Нынешняя Россия – это страна 45-летних. А 45 – это возраст, когда уже есть, что терять. Когда подвиги страшно утомительны, а хлам в своем гараже важнее Байкало-Амурской магистрали.

Политическое руководство тонко чувствует настроения и не собирается гнать довольное жизнь немолодое население на строительство или восстановление разрушающейся по всей стране инфраструктуры. За это мы, россияне, в целом и любим наших руководителей, несмотря на очевидную их неспособность решать мало-мальски значимые проблемы.

Если президент страны называет износ инфраструктуры и коррупцию главными проблемами России, но не может найти лекарства ни от того, ни от другого, а просто декларирует прекращение инвестирования инфраструктуры, то скоро, очень скоро наступит время, когда разрушение инфраструктуры, техногенные катастрофы примут катастрофический, обвальный характер. Тогда придет время отложить в сторону скотч и позвать на помощь армию.

Уверен, что нынешнее руководство России не найдет в себе силы решить эту проблему. И виноваты не только взяточники и казнокрады, но и все мы, наш конформизм и нежелание что-либо менять. Максимум, что могут нынешние чиновники — держать прямо штурвал тонущего корабля. Решать проблему будет другое руководство другой России.

Как известно, в 2000-е годы в России имел место существенный экономический рост. Однако он лишь незначительно сказался на преодолении недофинансированности инфраструктуры. Это понятно — наша страна, все общество, отдыхали от провальных последствий «лихих-90-х». Уровень жизни понемногу рос, но сил говорить о возрождении инфраструктуры еще не было. В итоге уровень выбытия, списания основных фондов в инфраструктуре ежегодно был в несколько раз выше темпов ввода новых мощностей.

Табл. 1. Падение основных показателей обновления инфраструктуры России

Темпы ввода

1990

2000

2008

Производство троллейбусов в РФ, шт.

2370

500

530

Нефтедобывающая промышленность в РСФСР и РФ, объем добычи нефти, млн. т

520

330

488,1

Добыча угля в РСФСР и РФ, млн.т

400

260

300

Производство экскаваторов в РСФСР и РФ, тыс. шт.

23

3,7

2,8

Производство бульдозеров в РСФСР и РФ, тыс.шт.

14

4

3,1

Производство тракторов в РСФСР и РФ, тыс. шт

270

12

17,3

Выпуск зероуборочных комбайнов в РСФСР и РФ, тыс. шт.

117

4

8

Производство грузовых автомобилей в РСФСР и РФ, тыс. шт.

690

180

265

Производство в РСФСР иРФ грузовых магистральных вагонов, тыс. шт

25

5,2

42,6

Производство пассажирских вагонов в РСФСР и РФ, шт

1250

670

2143

Производство магистральных тепловозов, секций

50

22

49

Производство в РСФСР и РФ минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ), тыс. т

16

12

1,7

Производство гражданских самолетов, шт.

25

49

Ввод в действие в РСФСР и РФ дорог с твердым покрытием, тыс. км

42

4,3

2,8

Недофинансировалась даже нефте- и газодобыча, которые обеспечивают основную долю валютных поступлений страны. Ожидается, что уже в ближайшее время Россия, сейчас – «энергетическая держава», столкнется с серьезнейшим энергетическим кризисом.

Для нас, для всего населения России, уже началось сжатие Ойкумены. С 90-х годов человек в России все более утрачивал контроль над Природой и Хаосом.

Многочисленные техногенные аварии стали яркой иллюстрацией этого факта. Но дело даже не в них. С каждым годом для миллионов людей все более нестерпимой становилась жизнь на периферии, в селах и в маленьких городах России. Тень Хаоса нависла над большей частью территории страны.

Бегство от наступающей Природы, от слепой стихии или техногенных катастроф явно проявляется в росте двух-трех российских мегаполисов при сокращении численности населения на большей части территории страны. На относительно небольшой территории мегаполисов еще удается содержать инфраструктуру. Но вся остальная территория России становится зоной бедствия.

Сжатие численности населения страны в постперестроечный период и бегство населения в крупные города, инфраструктуру которых содержать еще возможно стало естественной реакцией общества на наступление Природы.

Наверное, именно с утратой контроля человека за силами Природы, со стихийностью и хаосом техногенных катаклизмов и общественных процессов связан и рост в стране религиозности, суеверий.

Власть проявляет безволие в реконструкции инфраструктуры. В 2000-е годы это было понятно. Но сегодня на повестке дня стоят совсем другие задачи. «Советское наследие» съедено безвозвратно, и на повестке дня у власти приоритетом должны быть задачи немедленной реконструкции инфраструктуры.





[1] Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009 года, 13:45. http://www.kremlin.ru/transcripts/5979

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram