Цымбурский и Казахстан

Геополитика – не чужая для Казахстана наука. Война в Афганистане, трубопроводное сутяжничество и перманентно проявляющиеся амбиции крупных держав в Центральной Азии – вот далеко не все причины, вызвавшие особый интерес молодой казахстанской политологии к «науке контроля пространств». Даже главный вуз новой столицы страны Астаны - Евразийский национальный университет – назван именем геополитика (или «глобального историка») Льва Гумилева.

Ушедший 23 марта из жизни уникальный российский ученый Вадим Цымбурский – не чужой для Казахстана человек. Он считал естественным, что евразийскую идею впервые на постсоветском пространстве провозгласила не Россия, а Казахстан устами президента Нурсултана Назарбаева. Он приводил Казахстан в качестве положительного примера страны, способной эффективно аккумулировать экономический и человеческий потенциал, амбициозный же проект появления Астаны называл «созданием центра геополитического потенциала в голой степи».

Цымбурский посвятил Казахстану несколько своих работ. Все они носят комплиментарный характер. Этот факт немного коробил тех скептиков, кто считает геополитику псевдонаукой, а тоскующие по развалившейся империи и по сей день уверены, что любая полезная инициатива на постсоветском пространстве может исходить только из Москвы.

Цымбурский говорил о том, что в текстах Назарбаева ему «приходилось сталкиваться с большей точностью и глубиной оценок», а «Казахстан должен рассматриваться не как малое государство, балансирующее между разными "центрами сил", а как одно из ключевых и фундаментальных звеньев великого территориального пояса, несущей конструкции современного мира».

При всем этом парадоксально, что Цымбурского в Казахстане мало кто знает даже среди «посвященных» в политику журналистов. Это не удивительно, учитывая любовь нашей прессы к брендовым российским политологам в итальянских костюмах, приезжающих в Казахстан для участия в напыщенных мероприятиях. Но зная уникальную систему взглядов Цымбурского, это, по меньшей мере, странно. Однако уверен, что к его научному наследию в Казахстане будут обращаться не раз. Да и для России многие его идеи, вроде переноса столицы или особого внимания к проблемам Сибири и Дальнего Востока, будут актуальны еще долгое время.

Цымбурского можно смело назвать одним из модельеров современной евразийской идеи. Еще в «тучном» для России 2005 году он четко выделял тенденцию стремления к региональной интеграции, о которой обильно говорят политики в кризисных 2008-2009 гг. «Оптимальная сейчас для России политика состоит в том, чтобы не провозглашать евразийскую идею как свою, но, принимая ее, как выдвигаемую казахскими лидерами - лидерами "Республики Евразия” - идти на сотрудничество с Казахстаном, придавая этой идее пророссийское, а не антироссийское наполнение», - говорил он в 2005-м. А незадолго до смерти Цымбурского в газете «Известия» появилась статья Нурсултана Назарбаева «Евразийский экономический союз: теория или реальность», в которой президент Казахстана говорит о своем убеждении в том, «что в долгосрочной перспективе евразийской интеграции альтернативы не существует».

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram