«У всех адыгов в сердце скрипит эта боль»

В предыдущих статьях цикла «Кровь Красной Поляны», посвященных политическим перспективам «адыгейского вопроса» и Олимпиады в Сочи, были приведены мнения «профессиональных адыгов» — адыгских специалистов-историков, политологов и функционеров адыгейских национальных организаций.

Вообще, идеи и основной дискурс любого национального, социального и т.д. движения вначале вырабатывается профессионалами, теми, для кого данный вопрос является основным занятием, обычно и основным источником существования. Но вот окажут ли труды профессионалов хоть какое-то влияние на историю и процессы в обществе, или останутся лишь теоретическими изысками — зависит от того, смогут ли они зажечь сердца «непрофессионалов», найдется ли достаточно людей, готовых безвозмездно посвятить развитию этих идей свое свободное время.

Именно качество и количество «непрофессионалов», готовых по своему свободному выбору воспринять идеи, выработанные «профессионалами», бороться за их воплощение, жить ими, в конечном итоге — умирать и убивать за них, и зависит, и зависит будущее.

Понять, что представляет сегодня адыгский народ и оценить политические перспективы адыгского национального движение поможет интервью с одним таким «непрофессиональным» активистом.

Беседа с моим знакомым по имени Ратмир, 27 летним участником адыгского национального движения. Он активно ведет пропаганду «адыгского дела», открыл сайт и форум, посвященный проблемам своего народа.

21 мая адыги всего мира отмечают как «День геноцида адыгского народа», это день официального окончания Кавказской войны, когда последние силы адыгов были разбиты в их древнем культовом месте — в урочище Красная Поляна близ Сочи, и началась их массовая депортация в Турцию, вылившаяся в полномасштабный геноцид.

Накануне последнего 21-го мая Ратмир распространил в сети следующее обращение:

«Сегодня траурный день для нас всех. АДЫГИ, отзовитесь! Мы скорбим в этот день и склоняем головы жертвам этого бесчеловечья. Завтра в 21 мая в 12.00, не знаю точное ваше время, у нас ненавистное мне московское время, все Черкесы мира зажигают живой огонь. Спички, зажигалка свечки, что угодно. Станем едины в этот час, где бы мы не находились».

* * *

А.Ш. — «Ратмир» звучит как славянское имя.

Ратмир — Да, вы правы. Ратмир — это древнеславянское имя, означает защитник мира. Это княжеское имя было. Так уж меня назвали.

Я Адыгэ (Черкес), кабардинец. Мой родной язык кабардинский. Родился на своей исторической родине, на северном Кавказе, в г. Нальчике, Кабардино-Балкарская республика, в настоящее время входит в состав России. Там же и вырос. Я — мусульманин-суннит. Сейчас я живу в Москве, работаю в рекламном агентстве. Я нахожусь вдали от родины по той причине, что не могу заработать на жизнь у себя дома.

А.Ш. — Как вы пришли в адыгское национальное движение?

Ратмир — Я в один момент начал активно интересоваться историей своей родины, предков.

И меня сразу заинтересовала то что, в истории России о нашем народе и стране практически ничего нету: большой пробел. И я стал активно искать в зарубежных источниках, и был поражен тем, что в зарубежных источниках больше информации, чем в российских. И начал с самого начала изучать историю своей страны Черкесии, когда-то, существовавшей как независимое государство.

А.Ш. — Черкесы, адыги, адыгейцы, кабардинцы — это одно и то же?

Ратмир — Да. адыги и черкесы — это один и тот же народ.

Адыги — это самоназвание, а Черкесы — это иноназвание. Именем адыги (черкесы) обозначается группа разноплеменных, но родственных по языку и культуре, северо-западных жителей Кавказа.

После окончание русско-кавказской войны 1763-1864 год, Российская империя разделила и расселила оставшихся адыгов (черкесов) и разделил один народ на три: адыгейцев, кабардинцев и черкесов. Название черкесы нам дали татаро-монголы и тюркские народности, а сами мы всегда все 12 племен называли себя и называем адыгэ.

До завоевания и выселения адыги занимали так называемую кабардинскую плоскость, значительную часть обеих склонов Кавказского хребта, и восточный берег Черного моря, всю южную часть нынешней кубанской области, и западную часть терской.

В древности территорию адыгов ещё простиралась и на Крымский полуостров, ещё в 1502 году мы занимали весь восточный берег Азовского моря до Босфора киммерийского, откуда были вытеснены русскими и татарами. Сейчас адыги живут на исконно исторических местах, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, республика Адыгея, шапсугский округ (побережье Черного моря).

На сегодняшний день отношение между родственными племенами теплые и доброжелательные, может не во всём, но почти всегда. Мы относим себя на 100% к одному народу. В двенадцать братских племен входят: шапсуги, кабардинцы, абаздехи, убыхи, темиргои, бжедуги, бесленей, натухай, егерукай, хатукай, махошы, хакутчи. из них в результате войны исчезли хакутчи, махошы, хатукай, и не так давно убыхи. Сейчас Черкесы есть те же самые кабардинцы, а адыгейцы есть все остальные.

Во времена Ивана Грозного 4-го и Петра 1-го Черкесия и Россия были в дружбе, и Черкесы принимали участие в войне против шведов, Польши, а русские помогали против крымского ханства, которое в то время стало очень мощным и захватило у нас Анапу, и тогда Черкесия и Россия заключили военно-политический союз.

Отношение Черкесии и России испортились, когда к власти в России встала Екатерина Вторая, чистокровная немка. Россия к этому времени стала очень сильной державой, наступила эпоха науки в военном смысле, то есть новые виды современного оружия, пушки, и т.д. И Россия не считалась больше с заслугами и дружбой с Черкесией. И воевала против нас: князь Багратион совершил много насилий по отношению к нам.

Началась война в Кабарде, когда Россия без спроса и объяснений построила первую крепость Моздок и продолжали развертывать на земле адыгов свои силы, после многократных просьб и требований кабардинских князей, перестать самовольничать на наших землях, решено было убрать крепость силой оружия. Вот и началась война.

За 4-5 лет до окончания войны, в конце 1850-х, русские генералы писали Александру II: «такое ощущение что весь народ ненавистного нам населения состоит из одной большой армии, чтобы подчинить их надо уничтожить половину населения, чтоб остальная половина сложила оружия». В итоге в адыгов Черкесии осталась меньше 10% от прежней численности.

А.Ш. — В каком положении сегодня адыгский народ?

Ратмир — К сожалению, сейчас значение языка и обычаев со временем приходит в упадок. Стало не модным разговаривать на родном языке, особенно в городах. Наш лад заменяет европейский быт.

Ассимиляции на Кавказе еще нет, но она в процессе. Так как наши дети растут по европейскому, русскому мировоззрению, их не учат, не подают пример.

Отношение между народами Кавказа не очень благоприятны: много разногласий и междоусобиц, представители сверхдержав до сих пор используют метод «разделяй и властвуй», так как если все народы Кавказа объединятся, то он станет очень сильным, и России уже трудно будет управлять Кавказом, не говоря уж о других странах. И так еле справляются: кого купили, кто на хорошей должности и т.д. А непокорных быстро устраняют, записав их к ваххабиты, экстремисты.

А.Ш. — Какая разница между языками различных адыгских племен, могут ли они свободно понимать друг друга?

Ратмир — Раньше мы разговаривали на одном языке, и понимали друг друга на сто процентов. Но, так как нас раздели на три национальности, когда составляли алфавит на русских буквах, так же и разделился и алфавит. В общем, сейчас мы понимаем друг друга, но не так как раньше: изменились окончания, интонация, произношения. Смысл понимаем всегда, вот слова, бывает, не сразу понимаешь.

А.Ш. — Расскажите об этом «Дне геноцида», 21 мая, и как его отмечают. Что он значит для вас.

Ратмир — 21 мая 1864 года закончилась русско- кавказская война, русско-черкесская война, а началась она в 1763 году. В тот же день прошёл парад русских войск на Красной Поляне, где произошла последняя битва, и где сейчас собираются проводить олимпийские игры, на кладбище моих соотечественников. И началась массовая депортация в Османскую империю. На Кавказе осталось меньше 10% население адыгов. Остальные погибли в вековой войне, от вспышки чумы, были вытеснены, многие утонули в Черном море при переправе в Турцию. Адыги в Турции до сих пор не употребляют в пищу рыбу из Черного моря.

Сейчас по не официальным данным за рубежом живут около 6-7 миллионов адыгов, а на родине всего 700-800 тысяч. На освободившиеся места заселяли малоимущих русских крестьян, казаков, греков, армян.

Официально этот день никак не отмечается в России. Но его каждый год отмечают в трёх братских республиках, КБР, КЧР, РА. И во всех диаспорах мира. Производятся разные мероприятия, шествие, возложение цветов на памятниках, зажжение огня памяти. День геноцида отмечают большинство, почти у всех адыгов в сердце скрипит эта боль.

Правительство России до сих пор не признают геноцид и уничтожение, скрывают факты документы. Но есть факты и документы европейские, арабские, турецкие, и т.д. по которым и история и изучается.

А.Ш. — Как относятся к этой памятной дате власти адыгейских республик? Как вы вообще оцениваете ваши республиканские власти?

Ратмир — Да они не имеют большого голоса, танцуют под песню московскую. Может они за этот танец получают деньги, по крайней мере, наш кабардино-балкарский президент делает внутри республики всё что хочет, много чего выкупил в свою собственность. Маршрутные линии в городе, всякие здания, у него куча игровых залов, и др., он бывший бизнесмен. Он танцует, а Москва закрывает на некоторые вещи глаза.

Нашу власть я бы оценил на 2 балла.Они больше озабочены своим положением, и похвалам из Москвы. Лично я к ним не проявляю никакого уважения, отношусь так же равнодушно, как и к русским.

В черкесском обществе сейчас большая половина просто живёт, зарабатывает себе на жизнь кто как может, в наших республиках безработица, маленькая заработная плата, и коррупция, взяточничество, брат-сват. Если у тебя есть связи и деньги, то ты чувствуешь себя уверенно в завтрашнем дне. Это те, у которых есть власть, или те, у кого сидит кто-то на верхушке. А у кого нету — просто существует, сводя концы с концами, или уезжая за пределы республики на заработки.

А.Ш. — Путин подписал в сентябре 2006 «Специальный Указ о праздновании 450-летия добровольного вхождения Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи (исторической Черкесии) в состав России». Москва выделила на проведение празднества более 7 миллионов долларов. В Кремлевском дворце съездом состоялся концерт под лозунгом «Навеки с Россией».

Ратмир — Черкесия добровольно не входила в состав России, и пускай хоть на голове танцуют, и тратят на этот — их!!! — праздник хоть весь свой бюджет!

Эту дату Москва спонсирует каждый год. Я и большинство черкесов эту дату не отмечает никак, отмечают на показуху наши властители и их сторонники которые и кормятся из казны Москвы, и творят что хотят в наших республиках, и Москва закрывает глаза на то, что они всё под себя метут. Если так и будет продолжаться, дискриминировать историю, душить свой же народ своей диктатурой, рано или поздно Черкесы поднимутся и тогда, поверьте, война в Чечне покажется шоколадом для Москвы, тут уже будет не только война, но и будут давить с зарубежья, права человека и т.д. Вот и празднует эту дату добровольного присоединения. Изменяя историю, датируя с времен правления Ивана Грозного IV, нашего реально бывшего союзника. А когда развязали войну, в 1763 году про дружбу и заслуги своего собрата по оружию забыли.

Но как бы они не старались, историю не изменишь, Черкесия не входила добровольно, и мы, адыги, не собираемся предавать память своих отцов, которые отдали всё за свободу, независимость, своей родной страны, поставили под угрозу само существования нации. Память своих отцов, которые предпочли смерть, чем рабство.

И жадность, лицемерие, измена к своей нации нашего правительство в целом не меняет ничего!

А.Ш. — Какова связь адыгского национализма и ислама, в том числе «ваххабизма», исламского экстремизма?

Ратмир — Ваххабизм есть во всём Кавказе, и среди адыгов не так сильно, но присутствует. Но Черкесский национализм, в общем, никак не связан с исламским экстремизмом и ваххабизмом. И на кавказской войне шамильское противоборство против русских основывалась на исламских убеждениях, Черкесия же воевала только за свободу и независимость родины и народа.

Среди адыгского народа ислам закрепился только в последние годы войны, так как союзников кроме Турции не оставалось. Черкесы всегда относились к принесенным из вне религиям, быту и догматикам, отрицательно, и в течение многих веков ислам присутствовал только в том слое общности, которые были связаны родством или какими- то ещё связями с крымским ханством.

В древности предки адыгов были язычниками, бог молний, солнца, и т.д. Был друидизм, поклонялись деревьям, считали что на нашей горе Эльбрус (самая высокая точка в Европе, 5602 метра). живут боги. Были общие легенды с древнегреческими, у нас они до сих пор остались. Эпоха нартов.

Потом с приходом Византии, очень широко распространилась греческая, православная церковь. Потом с крушением Византии, пришел ислам, но ислам не пользовался таким большим распространением. Турки веками не могли навязать нам эту веру, так они хотели покорить Черкесию. Наша мусульманство сильно отличается от других: у нас осталось до сих пор языческие праздники, а особо у нас было и есть своё адыгэ хабзэ, которое до сих пор является не менее важным, чем ислам.

А.Ш. — Но ведь в Кабардино-Балкарии не только существует вооруженное исламистское подполье, но 13 октября 2005 г. боевики просто захватили столицу республики Нальчик!

Ратмир — Наши органы власти приписывают к экстремистам, ваххабитам и простых мусульман. Если ты делаешь намаз — то ты вахаб, ты в их списке. Многие честные люди просто верующие уже пострадали от них под пытками вынудить от них информацию, а вдруг он один из них и расскажут что-нибудь? Если нет, то их просто подставляли, подкидывали улики. Некоторые даже погибали.

Да, один раз уже была такая вспышка против органов власти 13 октября 2005 г. когда на все органы власти напали в 10 утра. Я был тогда в Нальчике. Они не тронули ни одного мирного жителя, разве кто погиб от перестрелок с обоих сторон, это говорили даже сами заложники, их наоборот укрывали чем попало, когда их штурмовали.

В будущем всё возможно, если власти не пересмотрят свои действия. Если бы восставшие хотели бы, они захватили бы любое жилое здание, например, университет. А так в нашей республике не было войны с лозунгами аллаху акбар, и разные религий не противоборствуют между с собой.

А.Ш. — Каково было отношение адыгов к войне в Чечне?

Ратмир — Просто сочувствовали к страданиям и беде обычного народа, который ни причем, как всегда, из-за выше стоящих, политиков, страдает и погибает простой народ.

Во время войны наша республика приняла очень много беженцев и реально помогла, в основном это были дети, женщины, и пожилые люди. Наша республика не была ни противником и ни помощником, помогала простому народу, но никаких политических и военных действий с Москвой не производила, была в нейтральной стороне.

Но чеченские экстремисты относятся к нам отрицательно, — исключая тех адыгов, которые разделяют общие с ними идеалы. Но, как я говорил, таких мало.

(Окончание следует)

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter