«Че делать?»

Это сейчас принято считать старых большевиков хитрецами, которые рвались к власти из сибирской ссылки, и контрабандой перевозили прокламации, чтобы выгодно их продать.

Вряд ли. Скорее это были романтические молодые люди, которым хотелось романтики. Ну и счастья народного, разумеется.

Одной из таких икон нашего времени стал Эрнесто Гевара ла Серна. Многие его знают под псевдонимом «Че» — что на аргентинском диалекте значит попросту «Эй!»

Вчера Че Геваре могло бы исполниться 80 лет. Маловероятно, конечно, — не такой был человек. Но могло.

Родился «команданте» в небольшом аргентинском городе Росарио. За свою недолгую жизнь успел повоевать в Гватемале, Мексике, совершить революцию на Кубе, и погибнуть в Боливии.

Интересна не биография Че — ее все знают — а его идея.

Че Гевара хотел построить на просторах Латинской Америки один огромный Советский Союз. Ему казалось, что это просто: все народы Южной, да и Центральной Америки объединены испанским языком. Наименее удачной идеей была попытка применения этой теории в Боливии, где живут в основном этнические индейцы, считающий испанский языком завоевателей.

…Я вот даже не знаю, ругать Эрнесто Гевару или благодарить его. Потому что вы себе представляете, что произошло бы в случае победы латиноамериканской революции?

Для этого заглянем на Кубу, где идеи «команданте» победили полностью и окончательно.

Страна, которая сама себя обеспечивала и могла дать заработать миллионам граждан, превратилась в нищенку. Эмиграция с Кубы перехлестнула все пределы приличия. В стране царствует дочь социализма — повальная бедность.

Правда, какое-то время более-менее сносное существование Кубы обеспечивалось Советским Союзом. То есть и без того нежирные «советские братья» отрезали от своего куска хлеба, чтобы где-то на какой-то Кубе царил марксизм.

В случае победы идей Че Гевары Советскому Союзу пришлось бы кормить не только Кубу и примкнувшее к ней Никарагуа, но и всю Латинскую Америку. Потому что иначе социалистическое государство существовать не может. Оно выживает или за счет внешних подачек, или за счет рабского труда. Правда, есть еще третий выход — продажа невосполнимых природных ресурсов, но как показала история брежневской империи, на этом коньке долго выезжать нельзя.

К тому же нефть во времена «команданте» была дешева. И вот этой дешевой советской нефтью пришлось бы питать всю грандиозную Латинскую Америку.

Конечно, в этом есть свои прелести. Ноги Советского Союза, не выдержавшего помощи «братским странам», подломились бы еще раньше, и крах был бы еще грандиознее. С точки зрения «чистого антикоммунизма» это, наверное, большой плюс. Вопрос только, как к этому относиться людям, которые оказались погребены под его обломками.

Зато сейчас в Латинской Америке сейчас правили бы правые режимы, проклинающие «колониальный Советский Союз». Ну и Россию, как его наследницу.

Сами революционно настроенные «латиносы» почему-то называют покойного Че «новым человеком». Не знаю, подкинул ли эту идею им кто-то из любителей русского коммунизма («новыми людьми» называл революционеров Чернышевский в своем романе «Что делать?»), или они додумались до этого сами. Но ничего особенно нового в Эрнесто Геваре я не вижу. Такой же романтический мальчик, готовый убивать массу народу из самых лучших побуждений.

Ещё раз. Обязательно побывайте на Кубе — ну что, сделали лучше? За это стоило бороться? И, повторяю даже былое «благосостояние» кубинцев оплачивалось из кармана советских граждан. Ну, спасибо Че и Фиделю — они помогли быстрее похоронить совок.

Надо сказать, что ни латиноамериканцев, ни горячих молодых людей, считающих себя духовными наследниками «команданте», его история ничему не научила.

Вопрос «Че делать?» остается открытым. Люди не задумываются о том, стоит ли разрушать свою, а тем более чужую страну во имя красивых романтических бредней.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter