Милитарев: Я - философ здравого смысла

 

АПН: Каковы причины, заставляющие вас начать читать курс лекций по философии?

Виктор Милитарев, философ:

Причины лучше всего описаны в опубликованной на АПН статье моего товарища и коллеги Олега Матвейчева – Россия нуждается в современной философии. Между тем сегодня философия в России находится в глубочайшем кризисе. В профессиональном сообществе задают тон посредственности, являющиеся по своему происхождению профессиональными преподавателями марксизма-ленинизма. Они образуют своеобразное молчаливое большинство в философском сообществе, эдакую философскую «Единую Россию». Но и крикливое меньшинство, своеобразный философский СПС, ничуть не лучше. Эти постмодернисты-грантоеды способны дискредитировать любовь к мудрости с еще большим талантом, чем провинциальные производители благоглупостей. Впрочем, положение во всем мире не намного лучше, чем у нас. В «цивилизованных странах» господствует глобальный СПС и всё что-нибудь яркое в современной мировой философии принадлежит к тому же постмодернистскому дискурсу, что и у нас. У меня вообще есть сомнения, является ли постмодернизм собственно философией. Разумеется, в своих рассуждениях об обществе и культуре западные философы-постмодернисты используют в том числе и философские техники рассуждения. И ж по крайней мере они используют их заведомо в больших масштабах чем наши доморощенные «культурологи». Однако достаточно ли этого, чтобы считать постмодернизм философией – для меня остается большим вопросом. Как то мне пришлось читать в одном западном учебнике по введению в философию о том, что страховые компании с удовольствием принимают на работу выпускников философских факультетов. Тренированные философией мозги по мнению работодателей в лучшую сторону выделяют философов среди других работников. Однако вряд ли занятие финансовым инжинирингом или мониторингом рисков можно счесть философской работой.

На мой взгляд, сегодня мы остро нуждаемся в новом, так сказать пост-постмодернистком философском синтезе. И я полагаю, что это будет неоклассический синтез. Я полагаю, что мировая философия неизбежно вернется на новом уровне к традиционным формам философствования. И лично для меня путеводной звездой в поиске этого синтеза является оболганная во всех идеологизированных историях философии традиция философии здравого смысла. Та самая – «плоская» и «пошлая». Конечно, я понимаю философию здравого смысла достаточно расширительно. На мой взгляд её родоначальником является Аристотель. А в 20-м веке она нашла своё высшее выражение в реалистической феноменологии, неореализме и критическом реализме и в особенности критической онтологии Николая Гартмана. Полагаю, что сегодняшняя чаемая философия здравого смысла – это специфический синтез реалистической феноменологии, герменевтики и теории деятельности (возможно с элементами трансцендентализма)Именно в этом направлении развиваются и мои собственные философские размышления.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram