Воробьиная охота на Росселя продолжается

Воробьиная охота на Росселя продолжается

Продолжается конфликт вокруг екатеринбургского информационного агентства «Регион-Информ», давнего партнЈра АПН. Журналисты говорят, что агентство захвачено представителями «СУАЛ-Холдинга», которые требуют изменения информационной политики. Алюминщики в свою очередь заявляют, что купили контрольный пакет акций «Регион-Информа» и могут делать с ним, что захотят.

Сегодня в интервью АПН об этом подробно рассказывает Александр Щетинин, который на момент начала конфликта был генеральным директором и главным редактором этой информационной структуры.

АПН: Что произошло с «Регион-Информом»?

Александр Щетинин: Можно, конечно, отшутиться и сказать, что «он утонул». На самом деле, произошло то, что и должно было произойти. В «Регион-Информе» всегда было несколько больше цивилизации, чем в любом другом СМИ. Основное требование коллектива к любому акционеру - все тексты и все идеи должны проходить только через редакцию, адаптироваться ею. Только от журналиста и редактора зависит, каким в итоге выйдет тот или иной информационно-политический продукт. И если журналисту, редактору или акционеру очень нравится или не нравится какой-нибудь политик, то редакцию в целом кроме этого еще должно заботить, чтобы телеканалы и газеты подписались на ленту. И «белые», и «красные», и «городские», и «областные». Это - специфика информационного агентства. Поэтому мы всегда старались работать с властными структурами на определенной дистанции и результате продержались так долго. Ровно три года. А ведь нас с самого начала обвиняли в том, что «Регион-Информ» - это чисто предвыборное издание, которое максимум осенью 1999 закончит свое существование. После губернаторских выборов прошло уже два года. И сейчас мы создали новый проект - «Новый Регион», который занял эту же информационную нишу.

Прискорбно другое. Сегодня уже ни для кого не является секретом, что в уральском регионе любое СМИ, которое ведет собственную информационную политику, всегда будет «белой вороной». Властные и предпринимательские структуры постоянно норовят залезть не только в информационную, но даже в кадровую и литературно-стилистическую политику редакции. «А вот этот журналист чтобы у тебя больше не работал!», «А вот такого текста чтобы я здесь больше не видел!», - приходится порой слышать от акционеров или их представителей.

АПН: А кто был владельцем агентства?

Александр Щетинин: С самого начала им был я. Видимо это кого-то смущало. Сейчас нам принадлежат около 25 процентов акций этого агентства. И при любых акционерах, а за три года работы их сменилось немало, никогда никаких проблем и конфликтов не было - до осени 2001 года. Весной 1999 года 90 процентов акций вообще «уходило» в Москву, они были куплены московской компанией «Авинта Инком». Накануне губернаторских выборов. Никаких проблем, никакого диктата. Затем осенью этого же года 100 процентов акций вернулись обратно ко мне.

Теперь много говорят о роли Олега Матвейчева в создании агентства - политического консультанта, живущего после окончания губернаторских выборов в Москве. Могу назвать время сотрудничества с Олегом самым плодотворным. С осени 1998 года по весну 1999-го. Дальше наши пути разошлись. Мы - старые приятели еще со времен «перестроечных» неформальных политических клубов. Но он хочет жить в Москве, а я в Екатеринбурге. Вот и все разногласия.

АПН: Отчего возникли проблемы?

Александр Щетинин: Если коротко, то оттого, что появились губернаторские амбиции у председателя областного правительства Алексея Воробьева. Вернее, у его ближайшего политического окружения.

АПН: Как появился новый хозяин?

Александр Щетинин: Появился не новый «хозяин», а новый акционер, владеющий 75 процентами акций. Если конкретно, то это ЗАО «Уральская медиа-группа», которая, по всей видимости, собирается обслуживать на Урале интересы «СУАЛ-Холдинга». А также интересы все того же областного премьера Алексея Воробьева. Так как их понимает руководство «Уральской медиа-группы». Вот такая связка.

Вопрос в том, как распорядиться оставшимися у нашей команды 25 процентами акций. Как ими воспользоваться? Возможности влиять на информационную политику «Регион-Информа» у нас нет, помещения по-прежнему захвачены. Кто там находится, я не знаю. А ведь для нас информационный бизнес всегда был в первую очередь бизнесом, а уже потом политикой. Пусть Александр Рыжков, советник губернатора и по совместительству генеральный директор «Уральской медиа-группы», изо всех сил толкает Воробьева в губернаторы. А нам нужно деньги зарабатывать, зарплату платить ребятам, которые в нас поверили. Я говорю о коллективе «Регион-Информа», который ушЈл в полном составе и создал «Новый Регион».

Поэтому-то мы сильно пока не вникаем, что там происходит с Рыжковым и его медиа-группой. С одной стороны, указ о его назначении советником губернатора признан утратившим силу. С другой стороны - Рыжков всячески афиширует значимость своей последней встречи с Росселем. Могу сказать только одно: от предложения стать заместителем Рыжкова по медиа-группе я отказался, так же как и от предложения стать председателем совета директоров «Регион-Информа».

АПН: А какова политическая и правовая сторона конфликта?

Александр Щетинин: Политическая сторона такова. Нам постоянно дают понять: «Вы нам тут мешаете «путинскую» линию проводить». Это не буквально, это - подтекст. Все они у нас теперь «путинцы». И в полпредстве, и в администрации города, и в окружении Росселя. Справедливости ради нужно сказать, что гораздо проще было работать с областной властью. Сложнее с мэрией Екатеринбурга, еще сложнее - с людьми полпреда. Но с областной властью нам уже работать не хочется. Вот такая ситуация.

Многие, кстати, обрадовались конфликту. Через месяц мнение изменилось. Потому что уже через две недели после конфликта вышел «Новый Регион», куда полностью, повторяю, на сто процентов перешли наши журналисты. И это агентство сейчас вновь влияет на политическую ситуацию в области очень активно.

Правовая же сторона конфликта следующая. «Уральская медиа-группа» говорит о «собрании акционеров», которое прошло 17 октября. На собрании, а я находился в это время в отпуске, были досрочно прекращены полномочия генерального директора, а также полномочия всего совета директоров, включая его председателя. Но еще 12 октября, за девять дней до этого собрания, акции были арестованы по определению Кировского районного суда Екатеринбурга. Как и почему - это отдельный разговор. Но арест в любом случае означает, что голосовать 17 октября этими акциями было нельзя и чем они там голосовали, я не знаю.

АПН: Почему новый хозяин решил отказаться от услуг вашей команды?

Александр Щетинин: Наверное мелкое тщеславие взыграло. Сильных чувств я там не вижу. Хотя есть и что-то нездорово-сексуальное в этом - сесть на наши еще теплые стулья. Но главная причина, как мне кажется, заключается в другом. Внутренняя оппозиция, а мы всегда были внутренней оппозицией, областной власти уже не нужна. Нам в свою очередь надоела вся эта бесконечная свара.

АПН: Каковы политические и собственно медийные установки «Уральской медиа-группы»?

Александр Щетинин: Политические установки диктуются теми людьми, которые стоят за всем этим скандалом. «СУАЛ-Холдинг» там стоит, в первую очередь. «СУАЛ-Холдинг», в лице его пресс-секретаря Алексея Гончарова, который звонит мне и утверждает, что он не имеет никакого отношения к «Уральской медиа-группе». Только вот в учредителях там состоит Александр Рыжков - левая рука областного премьера Алексея Воробьева. И еще есть там такое любопытное предприятие «Электроды Урала». Рыжков, напомню, на момент конфликта еще состоял советником у губернатора Эдуарда Росселя. Так вот, Рыжкову принадлежит 10 процентов акций «Уральской медиа-группы», а «Электродам Урала» - 90 процентов. И адрес у них интересный: Каменск-Уральский, Октябрьская, 40. По этому адресу, по странному стечению обстоятельств, располагается «СУАЛ-Холдинг». Вот и вся политика.

Если же начать говорить о медийных установках, сразу выяснится, что конфликт носит не только политический, но еще и творческий характер. Говорить об этом я уже не хочу.

АПН: Что думаете делать дальше?

Александр Щетинин: Знаете, последняя история с ТВ-6 весьма показательна и многому нас научила. Смотрите: «Лукойл-Гарант» банкротит ТВ-6 по весьма формальным основаниям. Баланс, дескать, за последние два года у вас меньше, чем заявленный уставный капитал. А согласно Закону «Об акционерных обществах» за это положено принудительное банкротство. Ну а потом уже и отзыв лицензии. Так вот у нас, да и не только у нас - а я бы очень хотел посмотреть на СМИ, существующее пару лет и показывающее в своем балансе прибыль, - то же самое. Мы всегда учились у власти. И мы сами будем теперь пытаться обанкротить «Регион-Информ». По тем же формальным основаниям. Кстати, «Лукойл-Гаранту» принадлежит в ТВ-6 только 17 процентов акций, а нам в «Регион-Информе» - 25. И при этом, как я уже говорил, возможности влиять на политику этого агентства у нас сейчас нет никакой, контролировать его финансовое состояние и движение средств мы не можем. А ведь формально «новое руководство» еще даже не вступило в свои права - акции арестованы! Кроме того, мне уже просто стыдно за те тексты, которые они выдают. Возвращаться туда я уже не хочу.

Хотя права акционера и учредителя, особенно в СМИ, как ни странно, достаточно широки. Можно ведь каждый день приходить и ставить в ленту тексты на правах учредителя. Но это уже не моя забота, пока все наше внимание сосредоточено на нашем новом информационном проекте - агентстве «Новый Регион».

АПН: Как в политико-правовом аспекте обстоит вопрос с доменными именами?

Александр Щетинин: Политика такая - с РосНИИРОСом будем судиться. Хотя в этом ведомстве мне прямо говорят: «Знаете, у нас в Москве суды нескорые и неправые».

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter