Самарский афронт

Самарская область редко попадает в сводки новостей. В отличие от пиаролюбивого Нижнего Новгорода, здесь принято держаться в тени. Сказывается 400 — летняя купеческая традиция — «Ешь пирог с грибами да держи язык за зубами». В результате большинство жителей России помнят о Самаре лишь слова песенки «Эх Самара — городок…».

Однако этот скромный «городок» — один из ключевых промышленных центров и коммуникационных узлов России. Даже без своего «младшего брата» Тольятти (известного АвтоВАЗом) и городов-спутников, Самара по своей экономической мощи уверенно делит 3–4 место с Екатеринбургом (после Москвы и Петербурга). Под псевдонимом «Куйбышев» Самара даже некоторое время была фактической столицей СССР (в 1941–1945 годах).

Более того — в Самаре уже происходили события, надолго определявшие судьбу России. Красная Армия начала освобождение России от белочехов с Самары, а в следующем году разгром наступавших на нее колчаковцев предопределил исход Гражданской войны.

В минувшее воскресенье в Самаре вновь произошли события, способные резко изменить унылый политический пейзаж нашей энергоНигерии. Но по порядку.

Как все начиналось

Нынешний губернатор Самарской области К.Титов — один из немногих уцелевших в политике ельцинских «послепутчевых» назначенцев (назначен главой обладминистрации 31 августа 1991 г.). В отличие от большинства других регионов, Самарская область не превратилась в вотчину губернаторской семьи. Конечно, тут есть и неформально контролируемый губернатором бизнес, и «уникально талантливый в бизнесе» губернаторский сын. Но в сравнении с нравами других удельных княжеств необъятной ЭрЭфии — полное благолепие.

Причина — достаточно уникальная структура экономики региона. Во-первых, — здесь находятся два сравнимых по экономическим возможностям города — Самара и Тольятти со вполне самостоятельными элитами. Во-вторых, область всегда была зоной деятельности мощнейших финансово-промышленных группа (Авто-ВАЗ, ЮКОС, Русский Алюминий, НОВАТЭК и т.д.). Губернатор никогда не имел ресурсов, достаточных для установления над ними контроля. Ему приходилось постоянно лавировать между ними, согласовывать интересы враждующих групп. В итоге. Константин Титов не превратился в «крепкого хозяйственника», а остался политиком, и, надо отдать должное, политиком весьма умелым.

Не менее важным результатом можно считать и то, что в Самаре сохранилась публичная политика. После того, как в начале 1990-х самая невменяемая часть криминально-бандитского бизнеса была отстреляна, местная элита предпочитает «решать вопросы» не калашами, а голосованиями в городской и областной Думах и другими, более менее парламентскими способами.

Городничий — Георгий Лиманский

В 1997 г. популярный самарский мэр Олег Сысуев ушел «на повышение» — вице-премьером в Правительство РФ, — не оставив «преемника». На выборах победил поддержанный движением Александра Лебедя «Честь и Родина» Георгий Лиманский. (На следующих выборах уже мэр Лиманский договорился с КПРФ.) На выборы он шел под лозунгом «защиты малоимущих». После победы все пошло как обычно — растаскивание городского бюджета, связанные с серьезным криминалом коммерсанты в окружении, хамский отъем бизнеса, уголовные дела на мэра и т.д. Повторять весь компромат не буду — желающие легко найдут в Сети.

Важно другое — Лиманский оказался удивительно бездарным управленцем. Народ у нас незлобивый — умеренное воровство начальству прощают, лишь бы работал. Но под его руководством Самара превратилась в помойку. В России трудно удивить плохими дорогами, но самарские ухабы помнят все, имевшие несчастье по ним проехаться (и есть с чем сравнивать — до Тольятти всего 30 минут езды). Главным козырем Лиманского на выборах была та же самая «защита малоимущих». Действительно — тарифы на ЖКХ долго были самыми низкими в РФ. Закономерным итогом этого стал полный развал ЖКХ. Самая цензурная оценка его деятельности самарцами звучал так «Достал!!»

Серьезная оппозиция Лиманскому сформировалась и среди бизнеса. Однако первая попытка его смещения через Городскую Думу провалилась. Депутаты приняли новый Устав города, отменявший выборы мэра. Однако этот Устав удалось отменить через суд. На 8 октября были назначены выборы.

К тому времени Лиманскому удалось урегулировать все спорные вопросы с губернатором, и Титов поддержал его. Другим важным шагом Лиманского стало вступление летом этого года в «Единую Россию». Вообще то местное ЕдРо всегда было в оппозиции к мэру. Так что заявление Лиманский вручил лично Володину и был принят «в партию» прямо на генсовете. Полностью контролировавший административный ресурс и весьма финансово обеспеченный мэр показался вождям «Единой России» куда более важным приобретением, чем какое-то провинциальное ЕдРосовское быдло. Хотя ряд влиятельных бизнесменов после этого хлопнули дверью и вышли из ЕР, аналитики не сомневались в победе "Единой России" и лично Лиманского. Серьезных конкурентов не просматривалось.

Виктор Тархов — возвращение к Жизни

Виктор Александрович Тархов — типичный «производственник», достаточно быстро по советским меркам, ставший гендиректором крупного предприятия. Его политическая карьера началась еще в позднеперестроечное время. В 1990 он стал председателем Самарского (тогда еще — Куйбышевского) облсовета и облисполкома. Во время ГКЧП Тархов занял выжидательную позицию (впрочем, город в эти дни реально контролировал Макашов), был смещен ельцинским указом и вернулся на производство.

Возвращение в политику началось с губернаторских выборов в 2000 г. Тархов их проиграл, но с весьма приличным результатом. С этого момента «административный ресурс» против него использовался уже по полной программе — дальше простого депутата Губернской Думы его не пропустили.

Вероятно, Лиманский вначале не рассматривал Тархова как серьезного конкурента. Отношение к Виктору Александровичу (в силу особенностей характера) среди влиятельных самарских бизнес-кругов было достаточно настороженное. Основным кандидатом «от бизнеса» рассматривался вице-спикер гордумы В.Ильин (демонстративно вышедший из "Единой России" после того, как там поддержали Лиманского).

Однако произошло непредвиденное — Виктор Тархов сумел договориться с Сергеем Мироновым, вступил в РПЖ и пошел на выборы уже как «Жизненный» кандидат.

Медвежья атака

Сделка РПЖ и группы Тархова была крайне выгодной обеим сторонам. В случае победы своего кандидата на выборах в крупнейшем промышленном центре РПЖ получала столь необходимый ей публичный успех. В случае проигрыша с более-менее приличным счетом поражение можно было списать на «административный ресурс» и укрепить весьма выигрышный в России образ «гонимого властью». Тархов же получил «федеральную крышу» и, самое главное, — гарантии от снятия с выборов по суду или от их срыва. Слишком уж нагло «мочить» партию личного друга Президента — на такую самоотверженность большинство чиновников не способны.

Уже перед первым туром агитация за Лиманского шла в самых разнузданных формах. Казалось — дальше некуда. Оказалось — нет предела совершенству.

После того, как по итогам первого тура Тархов вышел во второй, да еще с заметным преимуществом в руководстве «Единой России», равно как и у губернатора началась форменная истерика. Например, прилетевшему в Самару поддержать кандидата С.Миронову не дали выступить на ГТРК Самара и пытались сорвать встречи с избирателями, организуя беспорядки и пробки на улицах.

Апофеозом стал визит Владимира Соловьева с передачей « К барьеру». Как вальяжно заявил Соловьев — «я плачу за эфир». Ответный ход Тархова был исключительно красив. Через 8 минут после начала он сказал — «Я из избирательного фонда оплатил именно столько времени и по закону не могу участвовать далее в «подаренном» шоу». В,Соловьев явно не ожидал такой оплеухи и оставшиеся 22 минуты изливал желчь в компании с Лиманским.

Совсем уж непристойный характер агитация за Лиманского приобрела в день голосования — от попыток подкупа деньгами до предложения избирателям «налить 300 гр. беленькой» в обмен на «голос за Лиманского».

Не помогло — Тархов не просто выиграл с разгромным счетом. Лиманский и «Единороссы» так взбесили избирателей, что явка избирателей во втором туре оказалась заметно выше, чем в первом.

Победители и проигравшие

С официальными победителями все просто.

РПЖ одержало первую и потому — крайне важную победу на выборах. То, что, по сути, это была личная победа В.А.Тархова, не существенно. Умение вовремя привлечь в свои ряды влиятельного общественного деятеля — признак политического профессионализма.

Для В.А.Тархова эта победа — триумфальное возвращение из 15 летнего политического небытия. Будем надеяться — он понимает, что голосовали не столько «за» него, сколько «против» его противников и не разочарует избирателей.

Для «Единой России» же это поражение может стать началом катастрофы. Вся идеология «ЕдРа» сводится к тупому силовому давлению: «Мы — Власть!!! Мы — Сила!!! Мы растопчем любого, посмевшего выступить против!!!» И тут оказывается, что ОНИ не всесильны. Потому не удивительна интенсивность несущейся со всех единороссовских этажей истерики.

Сейчас ЕдРо пытается отменить результаты выборов, используя анекдотичное обоснование — предвыборные нарушения (типа использования запрещенных форм агитации и подкупа) со стороны проигравшего кандидата.

Более того — единороссы в Госдуме уже засуетились с законопроектом об отмене выборности мэров. Как же это так, какое то наглое население смеет голосовать не за их вечное сидение у кормушки. Мужичье!! Хамы!!! Пороть!!!!!

Однако главный урок самарских выборов — в другом. Вся избирательная кампания как самого Лиманского, так и «Единой России», исходила из простой идеи. В России нет народа, а есть тупое жадное быдло. Достаточно кинуть ему кость (в виде каких-то материальных подачек или болтовни о «национальных проектах»), загадить мозги пиаром из всех щелей, ну и «налить беленькой» за правильное поведение. И можно править веки вечные. Точно также разнообразные Володины относились и к своим однопартийцам — «Не сметь думать! Исполнять, что вам сказано Большими Начальниками!»

Самарцы доказали — это не так. Там живет не «быдло» а народ, вполне способный самостоятельно решать — кому доверить управление своим городом.

Ну а жаждущим «достроить вертикаль» и отменить вообще все выборы стоит напомнить другой урок Самары. Даже бандиты там поняли, что лучше решать споры голосованием, а не перестрелкой.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram